Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Личность и деятельность учителя: культурологический подход

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-4-472-479

Полный текст:

Реферат

Данная статья посвящена теоретическому осмыслению изоморфности процессов деятельности Учителя и Художника. Автор подчеркивает, что раскрытие и обоснование глубинных основ родства педагогики и художества до сегодняшнего дня не стало предметом специального теоретического анализа. В логике культурологического подхода автор выявляет синкретичный характер педагогической деятельности, обосновывает изоморфизм основных этапов процесса творчества Художника и Учителя, доказывает принадлежность Учителя к людям творческих профессий. В статье впервые вводится понятие «педагогический способ освоения мира», раскрывается его содержание и доказывается его родство с художественным способом освоения мира. Автор представляет творчество учителя как искусство, осуществляемое в рамках педагогической деятельности, и выявляет сходство и различие процесса и конечного результата деятельности Художника и Учителя. Автор доказывает имманентность художественной методики педагогической деятельности и обосновывает необходимость художественного образования в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Об авторе

Валентина Васильевна Власенко
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия


Список литературы

1. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. Москва : Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. 448 с.

2. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. Москва : Педагогика, 1990. 140 с.

3. Заречнева Е.Н. Социокультурный концепт «учитель»: когнитивно-дискурсивное исследование: дис.. канд. филос. наук / Алт. гос. ун-т. Барнаул, 2009. 214 с.

4. Педагогика: учеб. / под ред. Л.П. Крившенко. Москва : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 432 с.

5. Каган М.С. Эстетика как философская наука // М.С. Каган. Избр. труды : в 7 т. Санкт-Петербург : ИД «Петрополис», 2008. Т. V, кн. 2. С. 419-866.

6. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. Москва : Наука, 1987. 304 с.

7. Каган М.С. Философия культуры. Монография // М.С. Каган. Избр. труды : в 7 т. Санкт-Петербург : ИД «Петрополис», 2007. Т. 3. С. 241-570.

8. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. Москва : ACADEMIA, 2004. 224 с.

9. Функция // Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://tolkslovar.ru/f3227.html (дата обращения: 25.01.2016).

10. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! : пособие для учителя. Москва : Просвещение, 1988. 288 с.

11. Энгельмейер П.К. Теория творчества. Санкт-Петербург : Образование, 1910. 210 с.

12. Каган М.С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории // М.С. Каган. Избр. труды : в 7 т. Санкт-Петербург : ИД «Петрополис», 2007. Т. 3. С. 213-230.

13. Каган М.С. Семейство зрелищных искусств // М.С. Каган. Избр. труды : в 7 т. Санкт-Петербург : ИД «Петрополис», 2008. Т. V, кн. 1. С. 60-69.

14. Лотман Ю.М. Семиотика сцены // Ю.М. Лотман. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств») / сост. Р.Г. Григорьева, пред. С.М. Даниэля. Санкт-Петербург : Академический проект, 2002. С. 401-431.

15. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. Москва : Педагогика, 1991. 288 с.

16. Ильев В.А. Метод открытого режиссерско-педагогического действия [Электронный ресурс]. URL: /http://mognovse.ru/jix-metod-otkritogo-rejissersko-pedagogicheskogo-dejstviya-ile.htm (режим доступа: 11.01.2015).

17. Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника : кн. для учителя: из опыта работы. Москва : Просвещение, 1988. 224 с.

18. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т. Москва : Педагогика, 1984. Т. 5. 574 с.

19. Рубинштейн М.М. Проблема учителя [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/rubinshteyn_problema-uchitelya_1927/go,36;fs,1/ (дата обращения: 12.02.2016).

20. Эфрос А.В. Продолжение театрального рассказа. Москва : Искусство, 1985. 399 с.

21. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Издательство «Лань» ; Издательство «Планета музыки», 2014. 320 с.

22. Джонс П. Десять идей, существенных для управления Институтом инновационных исследований по гуманитарным наукам (LACH) // Ведущие научно-образовательные инновационные центры мира в области гуманитарных знаний: метод. пособие для руководителей и научно-педагогических работников высших учебных заведений / Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; [Т.В. Артемьева и др.]. Санкт-Петербург : Академия Исследования Культуры. 2008. С. 41-53.

23. Власенко В.В. Культура личности учителя: структурно-функциональный анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2015. № 7, ч. 2. С. 47-52.

24. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. URL: http://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 12.02.2016).


Для цитирования:


Власенко В.В. Личность и деятельность учителя: культурологический подход. Обсерватория культуры. 2016;13(4):472-479. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-4-472-479

For citation:


Vlasenko V.V. Personality and Activity of the Teacher: the Cultural Approach. Observatory of Culture. 2016;13(4):472-479. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-4-472-479

Просмотров: 163


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)