Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

К вопросу о стилевой специфике оркестровой песни в творчестве Рихарда Штрауса

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-1-75-81

Полный текст:

Реферат

Рихард Штраус сыграл одну из ведущих ролей в становлении жанра оркестровой песни эпохи fin de siècle австро-немецкой традиции. Его творчество включает оригинальные оркестровые песни и переложения Klavierlied для оркестра. Оригинальные оркестровые песни автор преимущественно называет Orchestergesang как понятие, вбирающее в себя свойства не только Lied, но и таких жанров, как оперная ария и симфоническая поэма. Анализ сочинений Р. Штрауса выявил ряд особенностей, создающих неповторимый стилевой облик его оркестровой песни. Таковы соотношение монументальности и интимности, образная сфера, семантика тональностей, использование риторических фигур, выразительная вокальная декламация, смешение тембров. Оркестровая песня Р. Штрауса репрезентировала эпоху fin de siècle в музыкальном искусстве и явилась жанровой моделью для композиторов Мюнхенской школы (З. фон Хаузеггер, М. Шиллингс) и ранних сочинений А. Шёнберга.

Список литературы

1. Kravitt E.F. Das Lied - Spiegel der Spätromantik [Übersetzung: The Lied. Mirror of late Romanticism. Yale University Press. 1996]. Hildesheim ; Zürich; New York : Georg Olms Verlag ; 2004. 389 S.

2. Hollis D.L. Orchestral Color in Richard Strauss’s Lieder: Enhancing Performance Choices of All of Strauss’s Lieder through a Study of His Orchestrated Lieder. Greensboro, 2009. 83 p.

3. Kahnt С. Musik und Jugendstil. Untersuchungen zu den Orchesterliedern der Jahrhundertwende // Musik zur Jahrhundertwende / Hrsg. von W. Keil. Hildesheim, 1995. S. 98-122.

4. Денисова Г.А. Orchestergesang - orchestrierte Klavierlied: к проблеме транскрипции // Музыкознание. История и современность глазами молодых ученых : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. - Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2015. С. 28-34.

5. Денисова Г.А. Оркестровая песня эпохи fin de siècle: к вопросу о жанровой и терминологической специфике // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 2 (19). С. 106-113.

6. Danuser H. Der Orchestergesang des Fin de siècle. Eine historische und ästhetische Skizze. Berlin, 1977 // Die Musikforschung. Kassel : Bärenreiter-Verlag Karl Vötterle GmbH & Co. KG, 1977. S. 425-452.

7. Bültmann R. Schönbergs Orchesterlieder im Gattungskontext der Jahrhundertwende. Universität Osnabrück, 2005. 148 S.

8. Краузе Э. Рихард Штраус / [пер. с нем. Г.В. Нашатыря ; предисл. к рус. изд. Б.В. Левика]. Москва : Музгиз, 1961. 600 с.

9. Hausegger S. von. Über den Orchestergesang (1912) // Hausegger S. von. Betrachtungen zur Kunst : Gesammelte Aufsatze. Leipzig, 1920. (Die Musik). S. 205-214.

10. Bracht H.-J. Nietzsches Theorie der Lyrik und das Orchesterlied: Ästhetische und analytische Studien zu Orchesterliedern von Richard Strauss, Gustav Mahler und Arnold Schonberg. Kassel [u. a.] : Bärenreiter, 1993. 265 S.

11. Lienenlüke U. Lieder von Richard Strauss nach zeitgenössischer Lyrik. Regensburg : Gustav Bosse Verlag, 1976. 180 S.


Для цитирования:


Денисова Г.А. К вопросу о стилевой специфике оркестровой песни в творчестве Рихарда Штрауса. Обсерватория культуры. 2017;14(1):75-81. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-1-75-81

For citation:


Denisova G.A. To the Question of Style Specifics of the Orchestral Song in Richard Strauss’s Works. Observatory of Culture. 2017;14(1):75-81. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-1-75-81

Просмотров: 244


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)