Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Метакультура: модель будущего межкультурного иноязычного образования?

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-1-88-94

Полный текст:

Реферат

В контексте исследования реалий современного межкультурного общения (ситуация поликультурности, диалог цивилизаций, межличностная основа общения, феномен «гражданина мира») постулируется вывод о необходимости рассмотрения метакультуры как концептуальной основы (и следствия) межкультурного диалога и предзаданного им межкультурного иноязычного образования. Межкультурный диалог можно, в целом, декларировать как процесс индуктивного взаимозависимого смыслотворчества в условиях разрушения ожиданий и предзаданностей на границе культурных сред, катализатором в котором является сознательное усилие личности коммуниканта. Результатом и состоянием такого диалога может выступать метакультура как состояние эволюционирующего сознания, при котором преодолевается «прерывность» культуры, обусловленная национальной идентификацией. В ходе обобщенно-сопоставительного анализа существующих теорий метакультуры (С.Е. Ячин), интеркультуры (В.А. Беляев), транскультуры (М.Н. Эпштейн), третьей культуры (Ф. Карснир), выявляется их комплементарный характер, синергизирующий особое понимание культуры в условиях межкультурного контакта как основанной на само- и взаимосозидающей эволюции коммуникантов и, как следствие, достигающей метауровня субъективации культурной идентичности, позиционирующей себя как объект размышления. Метакультура определяет целеполагание лингводидактики, помогает осуществить отбор компонентов содержания межкультурного иноязычного образования. Перспективы дальнейшего развития идеи метакультуры в контексте межкультурного иноязычного образования, однако, представляют определенный научный вызов.

Об авторе

Виктория Анатольевна Гончарова
Московский городской педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Ячин С.Е., Поповкин А.В., Буланенко М.Е. Метакультурное сообщество: встреча на границах культурных сред // Этносоциум. 2010. № 6. С. 232-241.

2. Ячин С.Е. Состояние метакультуры // Философия и культура. 2008. № 7. С. 126-139.

3. Эпштейн М.Н. Транскультура и трансценденция // И.М. Болотников. Только уникальное глобально. Личность и управление. Культура и образование : сб. статей в честь 60-летия проф. Г.Л. Тульчинского. Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2007. С. 90-102.

4. Carsnir F.L. Foundations for the Study of Intercultural Communication Based on a Third-Culture Building Model // International Journal of Intercultural Relations. 1999. Vol. 23, № 1. P. 91-116.

5. Акопов С.В. Конструирование российской идентичности: принципы транскультурной и критической универсальности // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12. С. 341-356.

6. Беляев В.А. Интеркультура и философия. Москва : Ленанд, 2014. 336 с.


Для цитирования:


Гончарова В.А. Метакультура: модель будущего межкультурного иноязычного образования? Обсерватория культуры. 2017;14(1):88-94. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-1-88-94

For citation:


Goncharova V.A. Metaculture: The Model of Future Cross-Cultural Foreign Language Education? Observatory of Culture. 2017;14(1):88-94. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-1-88-94

Просмотров: 239


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)