«Новая простота» в музыкальном искусстве ХХ — начала XXI века
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-3-322-329
Реферат
Статья посвящена осмыслению понятия «новая простота» в исторической ретроспективе и исследованию причин ее возникновения в творчестве композиторов ХХ — начала XXI века. Выделены четыре типа «простоты» в музыкальном искусстве, исходя из того, что становилось ее основой и служило ориентиром для композиторов в указанный период. Обоснованы представления о «простоте» как об упрощении письма в рамках академической музыкальной традиции; о «простоте», возникшей на основе минималистского мышления; о «простоте» как «аскетизме», соотносящейся с творчеством «сакральных минималистов»; о «простоте» как отказе от нового, предполагающей обращение к ранее созданному материалу. Высказано предположение о том, что, отказываясь от «новизны» в пользу «знакомого», композиторы в некоторой степени освобождаются от давления необходимости изобретения нового материала. Таким образом, в рамках «новой простоты» предметом музыкального высказывания становятся отголоски сказанного другими, которые декларируют не столько индивидуальность, сколько отрешение он нее.
Об авторе
Наталья Павловна РучкинаРоссия
сектор теории музыки
аспирант
Козицкий пер., д. 5, Москва, 125009Список литературы
1. Высоцкая М.С., Григорьев а Г.В. Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну : учеб. пособие. Москва : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. 440 с.
2. Griffi ths P. Modern music and after. New York : Oxford University Press, 2010. 456 p.
3. Теория современной композиции / отв. ред. В.С. Ценова. Москва : Государственный институт искусствознания, Московская консерватория «Музыка», 2005. 624 с.
4. Словарь терминов московской концептуальной школы [Электронный ресурс] / сост. А. Монастырский. Москва : Ad Marginem, 1999. URL: http://www. conceptualism-moscow.org/page?id=313 (дата обращения: 20.01.2017).
5. Катунян М.И. «Новое сакральное пространство» Владимира Мартынова [Электронный ресурс]. URL: http://www.irms.ru/martynov02.html (дата обращения: 20.01.2017).
6. Сильвестров В.В. Дождаться музыки. Лекции-беседы. По материалам встреч, организованных С. Пилютиковым. Киев : Дух i лiтера, 2012. 368 с.
7. Иларион (Алфеев), митр. Скучает душа моя о Господе… [Электронный ресурс] // Церковный вестник. 2005. № 15—16 (316—317), август. URL: http:// www.tserkov.info/art/?ID=4893 (дата обращения: 20.01.2017).
8. Дубинец Е.А. Интервью с И.Г. Соколовым «По-прежнему называю себя композитором» / Моцарт отечества не выбирает. О музыке современного русского зарубежья : сб. интервью. Москва : Музиздат, 2016. 312 с.
9. Дудина И. Интервью с И.Г. Соколовым «Воспаряющие локти исполнителя» [Электронный ресурс] // Богемный Петербург : интернет журнал. URL: http:// bogemnyipeterburg.net/vocabulare/alfavit/persons/s/ sokolovIvan.htm (дата обращения: 20.01.2017).
10. Грачев В.Н. «Новая простота» и минимализм — стилевые тенденции в современном искусстве (на примере творчества А. Пярта и В. Мартынова) [Электронный ресурс] // Musiqi Dunyasi. 2013. №1(54). URL: http:// www.musigi-dunya.az/new/read_magazine.asp?id=1604 (дата обращения: 20.01.2017).
11. Нестьев И.В. Жизнь Сергея Прокофьева. Москва : Советский композитор, 1973. 663 с.
12. Прокофьев о Прокофьеве: статьи, интервью / ред.- сост. В.П. Варунц. Москва : Советский композитор, 1991. 285 с.
13. Холопова В.Н. Композитор Альфред Шнитке. Москва : Издательство «Аркаим», 2003. 256 с.
14. Гнатив Н.В. Тематическое цитирование как композиторский метод в инструментальных произведениях Пауля Хиндемита // Музыкальное искусство. 2013. № 13. С. 79—86.
15. Гайкович М.А. Вольфганг Рим. Портрет композитора : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Москва : МГК им. П.И. Чайковского, 2009. 207 с.
16. Поспелов П.Г. Минимализм и репетитивная техника // Музыкальная академия. 1992. № 4. С. 74—82.
17. Мартынов В.И. Конец времени композиторов. Москва : Русский путь, 2002. 296 с.
18. Мартынов В.И. Зона opus posth или рождение новой реальности. Москва : Классика-XXI, 2005. 288 с.
19. Леви-Строс К. Первобытное мышление. Москва : Терра — Книжный клуб ; Республика, 1999. 392 с.
20. Токун Е.А. Арво Пярт. Tintinnabuli: техника и стиль : дис. … канд. искусствоведения. Москва : МГК им. П.И. Чайковского. 2010. 272 с.
21. Токун Е.А. Tintinnabuli — источкик новизны // Арво Пярт: беседы, исследования, размышления. Киев : Дух i лiтера, 2014. 218 с.
22. Рестаньо Э. В диалоге с Арво Пяртом // Арво Пярт: беседы, исследования, размышления. Киев : Дух i лi- тера, 2014. 218 с.
23. Джон Тавенер: «Я испытал огромное влияние древнерусского духовного пения» [Электронный ресурс]. URL: http://www.svoboda.org/a/270536.html (дата обращения: 20.01.2017).
24. Строганова М. Сэр Джон Тавенер — православный британский композитор [Электронный ре- сурс] // Православие и мир. 2014, 24 октября. URL: http://www.pravmir.ru/moya-muzyika-vdohnovlenapravoslaviem-ili-ser-dzhon-tavener-v-rossii/ (дата обращения: 20.01.2017).
25. Сильвестров В.В. Музыка — это пение мира о самом себе… Сокровенные разговоры и взгляды со стороны: беседы, статьи, письма / автор статей, составитель, собеседница М. Нестьева. Киев, 2004. 265 с.
26. Лебедева Н. Петерис Васкс=Peteris Vasks : [интервью] // Вся Латвия на Pribalt.info [Электронный ресурс]. 2008, сентябрь. URL: https://pribalt.info/abc.php?month=9&news=68 (дата обращения: 20.01.2017).
27. Хасанова Н. Интервью с композитором Петерисом Васксом (Латвия) [Электронный ресурс] // Musiqi Dunyasi. 2007. №3—4/33. URL: http://www.musigidunya.az/new/read_magazine.asp?id=856 (дата обращения: 20.01.2017).
28. Бирюкова Е., Катунян М. Письмо-счастье. Музыкальный фестиваль «Альтернатива» закончился «Перепиской» композиторов Георгия Пелециса и Владимира Мартынова // Время МН (Московские новости). 1998. 14 октября.
29. Иван Соколов: «Я — человек эмоций» [Электронный ресурс] // Играем сначал/а 2016. № 12 (149), декабрь. URL: http://gazetaigraem.ru/a13201410 (дата обращения: 17.01.2017).
30. Савенко С.И. Приношение музыканту // ΣΥΜΠΟΣΙΟΝ: Встречи с Валентином Сильвестровым. Киев : Дух i лiтера, 2012. 408 с.
31. Кузнецова М. «...То творчества с покоем соглашенье, то мысли пыл в душевной тишине...» Еще раз о неконцептуальной концептуальности «багательного» стиля // Музыкальная Академия. 2013. № 4. С. 17—23.
32. Булошников М.Л. Валентин Сильвестров вчера и сегодня: к проблеме «слабого стиля» // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2010. № 1. С. 6—8.
33. Чередниченко Т.В. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи. Москва : Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.
34. Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Москва, 1994. С. 384—391.
Рецензия
Для цитирования:
Ручкина Н.П. «Новая простота» в музыкальном искусстве ХХ — начала XXI века. Обсерватория культуры. 2017;14(3):322-329. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-3-322-329
For citation:
Ruchkina N.P. The “New Simplicity” in the Musical Art of the 20th — Beginning of the 21st Century. Observatory of Culture. 2017;14(3):322-329. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-3-322-329