Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Становление культурологии образования в России: историографический обзор

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-3-336-343

Полный текст:

Реферат

В статье рассматриваются основные этапы становления культурологии образования как самостоятельной области науки. Ее появление было вызвано двумя факторами: во-первых, запросом самой системы образования, искавшей в конце 1980-х гг. новые теоретико-методологические основания постижения культуры; во-вторых, радикальной сменой характера самой культуры, в контексте которой традиционная методология педагогики, социологии образования и философии образования оказалась уже недостаточной для целостного изучения феномена образования и проектирования тех или иных образовательных моделей. В результате сформировалось два крупных направления исследований: разработка культурологического подхода к отбору содержания различных образовательных программ, организации логики, методов его изучения и изучение самого образования как феномена культуры, одного из генов культурогенеза. Созданная научно-методологическая база культурологии образования позволяет по-новому взглянуть не только на проблемы, стоящие перед современной системой образования, но и на работы выдающихся педагогов — мыслителей прошлого. Приведен краткий библиографический список работ, дающих наиболее полную картину проблемного поля культурологии образования и результатов, полученных в данной области за последние 20 лет. 

Об авторе

Ольга Александровна Янутш
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

кафедра теории и истории культуры

кандидат культурологии, доцент

Реки Мойки наб., д. 48, Санкт-Петербург, 191186


Список литературы

1. Кун Т. Структура научных революций. Москва : АСТ ; Ермак, 2003. 365 с.

2. Стёпин В.С. Теоретическое знание. Москва : Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.

3. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры : (Опыт русской культурологии середины XIX — начала XX века). Москва : ОГИ, 2001. 344 с.

4. Стёпин В.С. Саморазвивающиеся системы и пост- неклассическая рациональность [Электронный ресурс] // Цифровая библиотека по философии. URL: http://fi losof.historic.ru/books/item/f00/s00/ z0000249/ (дата обращения: 03.06.2016).

5. Мосолова Л.М. О задачах новой школы в контексте культурологии // Вестник Герценовского университета. 2011. № 5. С. 38—42.

6. Стёпин В.С. Программирующие функции культуры в человеческой жизнедеятельности // Культурогенез и культурное наследие. Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2014. С. 91—121.

7. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования : Западная философия образования. XX век. Санкт-Петербург : РХГИ, 2004. 520 с.

8. Гончаров И.Ф. К.Д. Ушинский и русская национальная школа // Universum : Вестник Герценовского университета. 2009. № 3. С. 69—79.

9. Ушинский К.Д. Лекции в Ярославском лицее (1846 — 1848 гг.) // Собр. соч. : в 11 т. Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. Т. 1. С. 51—120.

10. Alexander R. Towards a Comparative Pedagogy // International Handbook of Comparative Education / ed. by R. Cowen, A.M. Kazamias. Dordrecht ; New York : Springer, 2009. P. 923—942.

11. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 696 с.

12. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Москва : Школа-Пресс, 1995. 448 с.

13. Багдасарьян Н.Г. Культурология в системах образования: познавательная значимость и методологический потенциал // Мир культуры и культурология : Альманах Научно-образовательного культурологического общества России. Санкт-Петербург, 2013. Вып. III. С. 183—189.

14. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Избранные педагогические сочинения. Москва : Учпедгиз, 1956. С. 227—235.

15. Данилюк А.Я. Принцип культурогенеза в образовании [Электронный ресурс] // Новые ценности образования: Культурная парадигма. 2007. № 4(34). URL: http://www.values-edu.ru/wp-content/ uploads/2011/04/culture_paradigm.pdf (дата обращения: 02.03.2017).

16. Валицкая А.П. Новая школа России : Культуротворческая модель // Культуротворческий подход в сов- ременном образовании как один из факторов устойчивого развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И.А. Жерносенко. Барнаул : ARTИ- КА, 2007. С. 7—22.

17. Дьюи Дж. Демократия и образование // Реконструкция в философии. Проблемы человека. Москва : Республика, 2003. С 149—235.

18. Мосолова Л.М. Предложения Научно-образовательного культурологического общества России к подготовке проекта «Основы государственной культурной политики России» // Мир культуры и культурология : Альманах Научно-образовательного культурологического общества России. Санкт-Петербург, 2015. Вып. IV. С. 278—290.

19. Степанова О.А. Развитие информационной культуры студентов вуза на основе культурологического подхода : дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 189 с.

20. Лобжанидзе А.А. Этнокультурная парадигма школьного географического образования как средство реализации культурологического подхода : дис. … докт. пед. наук. Москва, 2008. 422 с.

21. Турунтаева И.В. Формирование содержания физического образования в педагогическом вузе на основе культурологического подхода : дис. … канд. пед. наук. Владивосток, 2006. 241 с.

22. Жукова Е.Д. «Культурология образования» и «педагогическая культурология»: поиск идентичности // Мир культуры и культурология : Альманах Научно-образовательного культурологического общества России. Санкт-Петербург, 2015. Вып. IV. С. 377—381.

23. Орлова Е.В. Культурное пространство: определение, специфика, структура // Аналитика культурологии. 2010. № 18. С. 42—53.

24. Уваров М.С. Культурная география в культурологической перспективе (аналитический обзор) // Мир культуры и культурологии : Альманах Научно-образовательного культурологического общества России. Санкт-Петербург, 2016. Вып. V. С. 214—230.

25. Алексеева Т.Б. Культурологический подход в современном образовании : науч.-метод. пособие. Санкт- Петербург : Книжный дом, 2008. 300 с.

26. Мир культуры и культурология : Альманах Научно-образовательного культурологического общества России. Санкт-Петербург, 2011—2016. Вып. I—V.

27. Бенин В.Л. Педагогическая культурология : курс лекций. Уфа : Изд-во БГПУ, 2004. 515 с.

28. Видт И.Е. Введение в педагогическую культурологию. Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1999. 101 с.

29. Новые ценности образования : науч.-метод. сб. Москва, 1995—2012. Вып. 1—49.

30. Ученые записки. Вып. 1 : На пути к культурологической парадигме современного образования / Рос. акад. образования, Санкт-Петербургский науч. образоват. культуролог. центр РАО, Ин-т культурологии образования РАО. Санкт-Петербург : СПбГУП, 2011. 576 с.

31. Флиер А.Я. Культурология образования: цели, задачи, возможности // Культурология 20—11 : Авторский сб. эссе и статей. Москва : Согласие, 2011. С. 173—189.

32. О реогранизации Института : [новости] // Институт образования взрослых Российской Академии образования [Электронный ресурс]. 2011. 19 декабря. URL: http://iovrao.ru/-get/c_10__n_id_43__noc_0/ (дата обращения: 01.03.2017).

33. Институт художественного образования и культурологии Российской Академии образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/ (дата обращения: 01.03.2017).


Для цитирования:


Янутш О.А. Становление культурологии образования в России: историографический обзор. Обсерватория культуры. 2017;14(3):336-343. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-3-336-343

For citation:


Yanutsh O.A. The Establishment of Cultural Studies of Education in Russia: Historiographical Review. Observatory of Culture. 2017;14(3):336-343. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-3-336-343

Просмотров: 234


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)