Структура книжной культуры Нового времени и механизмы исторического развития книги
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-3-344-357
Реферат
Статья посвящена изучению формы книги и книжной культуры эпохи Нового времени. Форма книги определяется автором в прямой зависимости от техники книги, ее художественного образа, а книжная культура эпохи рассматривается как совокупность различных форм книги в их взаимодействии. Автор реконструирует книжную культуру эпохи на основе ключевых техник книги: рукописи, гравюры, типографской печати, которые определяют существование трех базовых форм книги эпохи Нового времени: рукописной, типографской, цельногравированной. Каждая из этих форм, по мнению автора, определена конкретными общественными потребностями и запросами эпохи. Помимо трех основных форм в книжной культуре Нового времени существуют гибридные формы книги, появившиеся в результате взаимодействия различных техник книги: «полугравированные-полурукописные», «гравировано-типографские» и т. п. Их возникновение обусловлено общественными потребностями и техническими возможностями эпохи. Соотношение техник книги в конкретную эпоху зависит от уровня развития системы книгораспространения.
При подобном подходе история книги рассматривается как последовательная смена типов книжной культуры, которая происходит в связи с появлением новых техник книги. Появление новых техник книги постепенно выводит из стабильного состояния устойчивый (традиционный) тип книжной культуры в силу появления в его недрах новых форм книги и, таким образом, способствует появлению нового типа книжной культуры и нового периода в развитии книги, ее истории. Подобный подход, модель развития книги показаны впервые.
Об авторе
Олег Ростиславович ХромовРоссия
доктор искусствоведения, действительный член (академик) Российской академии художеств
проректор по научной работе
Товарищеский пер., д. 30, Москва, 109004
Центр по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе
сектор изучения особо ценных фондов
главный научный сотрудник
Воздвиженка, д. 3/5, Москва, 119019
Список литературы
1. Васильев В.И. История книжной культуры как научное направление отечественной истории и книговедения // Книга. Исследования и материалы. Москва, 2004. Сб. 82. С. 5—24.
2. Васильев В.И. Книга и книжная культура на переломных этапах истории России. Москва : Наука, 2005. 270 с.
3. Васильев В.И. Формирование понятия «книжная культура» и его развитие в современных исследованиях и публикациях // Книжная культура. Особенности становления и развития. Москва, 2008. С. 18— 25.
4. Васильев В.И. Современные тенденции в исследованиях по истории книжной культуры // Славянское книгопечатание и культура книги. Москва, 2009. С. 23—25.
5. Васильев В.И. Книга и книжная культура как составная часть культурно-исторического процесса: исследовательские тенденции и новые оценки // Книга — источник культуры: проблемы и методы их исследования. Минск, 2008. С. 381—399.
6. Тимофеева Ю.В. Книжная культура: дефиниции понятия // Философия образования. 2011. № 5. С. 268— 275.
7. Казакова Г.М. О содержании и качественных границах понятия книжной культуры // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства. 2012. № 2. С.71—74.
8. Крылова Е.В. Книжная культура сегодня: подходы к определению и содержанию понятия // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Т.13, вып. 3. С. 185—191.
9. Сидоров А.А. Искусство книги. Москва : Дом печати, 1922. 100 с.
10. Сидоров А.А. Книга как объект изучения и художественные элементы книги // Книга в России. Ч. I. Русская книга от начала письменности до 1800 года. Москва, 1924. C. 9—32.
11. Афанасьева Н. Полиграфическая секция и Библиологический отдел ГАХН // Вопросы искусствознания. 1997. [Вып.] XI (2/97). С. 310—317.
12. Берков П.Н. История советского библиофильства. Москва : Книга, 1971. С. 88—126.
13. Саввичева Н.М. История Русского общества друзей книги (РОДК. 1920—1929 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Москва, 1993. 24 с.
14. Гулина Т.И. Книги гражданской печати 1708—1800 гг. из собрания Ярославского музея-заповедника : каталог. Рыбинск, 2003. 671 с.
15. Сводный каталог книг гражданской печати XVIII — 1-й четверти XIX века в собраниях Урала. В 2 т. Т. 1. А — М / Е.П. Пирогова, С.А. Белобородов ; под общ. ред. Е.П. Пироговой. Екатеринбург : Сократ, 2005. 525 ; Т. 2. Н — Я / Е.П. Пирогова, С.А. Белобородов, М.В. Исаева, М.Б. Бариева. Екатеринбург : Сократ, 2007. 581 с.
16. Кириллические издания XVII века в собрании Переславского музея-заповедника : каталог / под ред. И.В. Поздеевой. Переславль-Залесский : [б. и.] ; Москва : [б. и.], 2012. 294 c.
17. Кириллические издания XVIII века в хранилищах Пермского края : каталог / под ред. И.В. Поздеевой. Пермь : Пушка, 2008. 797 с.
18. Мишина Е.А. Азбуки-свитки XVII—XVIII веков // От Средневековья к Новому времени : сборник статей в честь Ольги Андреевны Белобровой. Москва, 2006. С. 419—431.
19. Романова В.Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции в XIII — XIV вв. По материалам собрания рукописных книг Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Москва : Наука, 1975. С. 44—81.
20. Хромов О.Р. Гравюра в рукописной книге XVI— XIX вв. Проблемы описания и идентификации // 450 лет «Апостолу» Ивана Федорова. История раннего книгопечатания в России (памятники, источни- ки, традиции изучения). Москва, 2015. С. 336—346.
21. Хромов О.Р. Русская лубочная книга XVII—XIX веков. Москва : Памятники исторической мысли, 1998. С. 101—103.
22. Семячко С.А. Об автографах Диомида Серкова и сборнике «Крины сельные» // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук. Санкт-Петербург, 2003. Т. 54. С. 613—622.
23. Семячко С.А. Автограф Диомида Серкова в Библиотеке Академии наук // Материалы и сообщения по фондам рукописного отдела Библиотеки Российской академии наук. Санкт-Петербург, 2014. С. 131—140.
24. Хромов О.Р. Гравюра на русском Севере в последней трети XVII столетия. Мастерские Антониево-Сийского и Соловецкого монастырей // Первая между- народная научная конференция «Духовное и историко-культурное наследие Соловецкого монастыря» : сборник научных статей и докладов. Соловки, 2011. С. 138—145.
25. Хромов О.Р. Об оформлении нескольких неизвестных рукописей книжного мастера конца XVII века Диомида Яковлева сына Серкова // Искусство книги и гравюра в художественной культуре. Москва, 2014. С. 168—172.
26. Хромов О.Р. Букварь Кариона Истомина с рукописными дополнениями Диомида Яковлева сына Серкова как памятник русской книжности XVII века // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 1 (22). С. 7— 17.
27. Крутова М.С., Хромов О.Р. Сборник литературно-публицистический конца XVII — начала XVIII в. с неизвестной гравюрой Леонтия Бунина (Новое поступление в НИОР РГБ) // Записки отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Москва, 2012. Вып. 54. С. 302—307.
28. Хромов О.Р. Цельногравированная книга и гравюра в русских рукописях XVI—XIX веков : каталог коллекции отдела письменных источников Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Москва : Арт-Родник, 2013. 439 с.
29. Хромов О.Р. Русская рукописная книга с гравюрами в контексте общеевропейской книжной куль- туры XVII—XVIII вв. (специфика и общие тенденции оформления жанра) // Берковские чтения. Книжная культура в контексте международных контактов : материалы Международной научной конференции (25—26 мая 2011 г.). Минск, 2011. С. 375—379.
30. Хромов О.Р. Рукописная книга с гравюрами — новый жанр в искусстве русской книги позднего Средневековья и Нового времени // Библиотековедение. 2012. № 3. С. 54—61.
31. Хромов О.Р. Гравюра и книга. Об одной тенденции в эволюции художественной формы книги и изменении типа книжной культуры // Берковские чтения. Материалы Международной научной конференции «Книжная культура в контексте международных контактов». Минск, 2013. С. 418—422.
32. Мишина Е.А. Святцы Антониево-Сийского монастыря и их предполагаемый автор // Филевские чтения. Москва, 1994. Вып. V. С. 3—14.
33. Хромов О.Р. Цельногравированный Синодик в русском обиходе XVIII—XIX веков // Православие и народная культура. Москва, 1996. Кн. 6. С. 23—59.
34. Белоброва О.А. Гравированные «Страсти Христовы», с виршами, в рукописных сборниках XVIII в. из Древлехранилища Пушкинского Дома // О.А. Белоброва. Очерки русской художественной культуры XVI— XX веков. Москва, 2005. С. 396 — 406.
35. Хромов О.Р. Рукопись «Страсти Христовы» 1730-х гг. с гравюрами XVII, XVIII вв. (Новое поступление в НИОР РГБ) // Румянцевские чтения : материалы Международной научной конференции (15—16 апреля 2008 г.). Москва, 2008. С. 365—370.
36. Братчикова Е.К. «Страсти Христовы» в лицевой рукописной традиции мастеров-старообрядцев. // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописей Библиотеки Российской академии наук. Санкт-Петербург, 2006. С. 74 — 80.
37. Грибов Ю.А. Рукописный синодик с ксилографическими иллюстрациями — памятник русской книжности начала XVIII в. // Забелинские научные чтения — Год 1999-й. Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры. Труды Государственного исторического музея. Москва, 1999. Вып. 121. С. 75—102.
38. Хромов О.Р. Об одном неизвестном листовом (летучем) издании Московского печатного двора // Румянцевские чтения — 2015 : материалы Международной научной конференции (14—15 апреля 2015 г.). Москва, 2015. Ч. 2. С. 207— 209.
39. Винокурова Э.П. К вопросу о «дониконовской» ориентации старообрядцев в изобразительном искусстве // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 64—73.
40. Винокурова Э.П. К вопросу о генезисе поморского орнамента // Литература Древней Руси. Источниковедение. Ленинград, 1988. С. 259—289.
41. Мишина Е.А. Гравированные рамки-заставки XVII века // Ростовский Архиерейский дом и русская художественная культура второй половины XVII века. Рос тов, 2006. С. 270—279.
42. Плигузов А.И. К изучению орнаментики ранних рукописей Выга // Рукописная традиция XVI— XIX вв. на Востоке России. Новосибирск, 1983. С. 82—101.
43. Хромов О.Р. Гравированные заставки-рамки в рукописных книгах XVII—XIX вв. (Принципы описания и составления каталога-определителя) // Записки отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Москва, 2012. Вып. 54. С. 85—102.
44. Хромов О.Р. Гравюра в истории книги // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13, № 4. С. 506—511.
45. Горфункель А.Х. Иллюстрированный экземпляр Елизаветинской Библии в Бостонской публичной библиотеке // Книга. Исследования и материалы. Москва, 1996. Сб. 72. С. 207—211.
46. Воробьева Е.В., Хромов О.Р. Редкие экземпляры Елизаветинской Библии (по фондам Государственной публичной исторической библиотеки России) // Библиотековедение. 2002. № 4. С. 58—64.
47. Хромов О.Р. Неизвестные гравюры XVII — начала XVIII в. в рукописных книгах из собрания П.А. Овчинникова в НИОР РГБ // Румянцевские чтения — 2013 : материалы Международной научной конференции (16—17 апреля 2013 г.). Ч. 2. Москва, 2013. С. 286—292.
48. Хромов О.Р. Ранняя русская ксилография XVII— XVIII вв. и оформление сборника № 4717 из Музейного собрания НИОР РГБ // Румянцевские чтения — 2009 : материалы Международной научной конференции (21—23 апреля 2009 г.). Ч. 1. Москва, 2009. С. 262—267.
49. Аксенова Г.В. Русский стиль. Гений Федора Солнцева. Москва : Слово/Slovo, 2009. 392 с.
50. Гудков А.Г. Иван Гаврилович Блинов: «книжных дел мастер» из Городца: К 70-летию со дня кончины. Коломна : Лига, 2015. 224 с.
Рецензия
Для цитирования:
Хромов О.Р. Структура книжной культуры Нового времени и механизмы исторического развития книги. Обсерватория культуры. 2017;14(3):344-357. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-3-344-357
For citation:
Khromov O.R. The Structure of the Modern Period Book Culture and the Mechanisms of Book Historical Development. Observatory of Culture. 2017;14(3):344-357. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-3-344-357