Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

ИКОНОГРАФИЯ ВОСКРЕСЕНИЯ: К ВОПРОСУ О ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ДРЕВНИХ ПАМЯТНИКАХ

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-48-57

Полный текст:

Реферат

В статье рассматривается проблема возникновения и датировки пасхальной иконографии — образа Воскресения Христова (Анастасис). Актуальность обращения к ней обусловлена тем, что в науке нет единого мнения о времени сложения этой иконографии; в отечественном и зарубежном искусствознании называются разные временные промежутки при общей тенденции западных ученых датировать Анастасис более ранним периодом. Мнение о его позднем (IX—XII вв.) возникновении искажает представление об истории этого образа и накладывает отпечаток на гипотезы о его возможных источниках (например, о связи с поздними апокрифами или о возникновении в качестве полемического оружия против еретиков — монофизитов или иконоборцев). Проанализирована временная атрибуция памятников, на которых представлен этот образ. Автор акцентирует внимание на том, что априорная убежденность исследователей в поздней датировке иконографии не раз изменяла и датировку самих реликвариев и крестов, на которых среди других сюжетов помещен Анастасис, примером чему служат история передатировки реликвария Моргана или временная атрибуция креста из Плиски. Проблема осложняется лакунами, оставшимися в византийском искусстве в результате разрушений эпохи иконоборчества, и тем непримиримым отношением именно к образу Воскресения, которое было для нее характерно. Выполнен подробный историографический обзор рассматриваемой темы и показано, что результаты современных исследований дошедших до нас памятников позволяют делать новые выводы. Отмечается, что в ходе изучения Т. Вайгелем колонн кивория из собора Святого Марка в Венеции было доказано их древнее происхождение и возможность датирования позднеантичным временем, и лишь наличие образа Анастасис среди других барельефов на этих колоннах вынуждает исследователя сдвигать их датировку к VI веку. Поскольку литературные памятники, в которых исследователи видят образность, связанную с Анастасис, относятся к IV в., а такие сюжетные мотивы, как попрание врагов и захват запястья, являющиеся постоянными для иконографии Анастасис, свойственны именно древнему искусству, автором делается вывод о возможности довольно раннего происхождения образа Воскресения.

Об авторе

Светлана Валерьевна Иванова
Российский институт истории искусств,
Россия

Светлана Валерьевна Иванова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник

Сектор истории и теории изобразительных искусств и архитектуры 

Исаакиевская пл., д. 5, Санкт-Петербург, 190000



Список литературы

1. Иванова С.В. Иконография Пасхи: «Descensus ad inferos» и «ANAΣTAΣIΣ» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История. 2009. Вып. 3. С. 172—176.

2. Иванова С.В. Метаморфозы российской традиции иконографии Воскресения // Обсерватория культуры. 2014. № 4. С. 138—141.

3. Иванова С.В. Образ Воскресения Христова в византийских манускриптах IX—XIV вв. // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 7—18.

4. Айналов Д.В., Редин Е.К. Древние памятники искусства Киева. Софийский собор, Злато-Михайловский и Кирилловский монастыри. Харьков : Тип. «Печатное дело» кн. К.Н. Гагарина, 1899. 62 с.

5. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Санкт-Петербург : Мифрил, 1995. 256 с. (Малая история культуры).

6. Квливидзе Н.В. Воскресение Иисуса Христа. Иконо¬графия // Православная Энциклопедия. Т. IX. Москва, 2005. С. 421—423.

7. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. Москва : Прогресс-Традиция, 2001. 563 с.

8. Овчинников А.Н. Из опыта реконструкции древних икон // Музей и современность. Вып. II. Москва : Полиграфист, 1976. С. 196–230.

9. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. Москва : Наука, 1978. 335 с.

10. Grabar A. Christian Iconography. A Study of its Origins. New York : Princeton University Press, 1968. 126 p.

11. Weitzman К. Aristocratic Psalter and Lectionary // Record of the Art Museum. 1960. No 19. P. 98—107.

12. Schwartz E.C. A New Source for the Byzantine Anastasis // Marsyas, 1972—1973. No 16. P. 29—34.

13. Nordhagen P.J. “The Harrowing of hell” as Imperial Iconography. A Note on Its Earliest Use // Byzantinische Zeitschrift. Bd. 75, Heft 2. 1982. P. 345—348.

14. Morey Ch.R. East Christian Paintings in the Freer Collection. New York, 1914. P. 45—53.

15. O’Ceallaigh G.C. Dating the commentaries of Nicodemus // The Harvard Theological Review. Cambridge, Massachusetts : Harvard University Press, 1963. Vol. LVI, no. 1. P. 21—58.

16. Lucchesi Palli E. Die Passions- und Endszenen Christi auf der Ciboriumsäule von San Marco in Venedig. Prague, 1942. S. 104—113.

17. Грабар А. Император в византийском искусстве. Москва : Ладомир, 2000. 328 с.

18. Kartsonis A.D. Anastasis: The Making of an Image. Princeton, New Jersey, 1986. 265 p.

19. Wilensky S.F. Pre Iconoclastic Byzantine Art and the Fieschi Oppenheim Morgan Reliquary of the True Cross. New York, 1983. 296 p.

20. Иванова С.В. «Сошествие во ад» или «Воскресение»? // История и культура: Исследования. Статьи. Публикации. Санкт-Петербург : СПбГУ, 2010. Вып. 8 (8). С. 36—61.

21. Doncheva-Petkova L. Croix d’or — reliquaire de Plisca / Academie Bulgare des sciences. Bulletin de l’Institut d’Archeologie. XXXV. Sofia, 1979. P. 74—91.

22. Костецкая Е.О. К иконографии Воскресения Христова // Seminarium Kondakovianum: сб. ст. по археологии и византиноведению. Вып. II. Прага, 1928. C. 60—70.

23. Weigel Th. Die Reliefsäulen des Hauptaltarciboriums von San Marco in Venedig. Muenster : Rhema Verlag, 1997. 440 S.

24. Иванова С.В. К вопросу об апокрифическом «Евангелии Никодима» как литературном источнике иконы Воскресения // Труды Объединенного научного совета по гуманитарным проблемам и историко-культурному наследию. 2011. Т. 2010. С. 142—152.

25. Баранов В.А. Искусство после бури — богословская интерпретация некоторых изменений в послеиконоборческой иконографии Воскресения // Золотой, серебряный, железный: мифологическая модель времени и художественная культура. Курск : Изд-во Курского Госпедуниверситета, 2002. С. 34—49.

26. Loerke M.-М.-О. Hollenfahrt Christi und Anastasis. Ein Bildmotiv im Abendland und im christlichen Osten. Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde der Philosophischen Fakultat I (Philosophie, Sport, Kunstwissenschaften) der Universitat Regensburg. Regensburg, 2003. 566 S.

27. Wilpert J. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV. Bis XIII. Jahrhundert. Freiburg, 1917. B. 2. S. 887—896.

28. Grimaldi G. Descrizione della basilica antica di S. Pietro in Vaticano: Codice Barberini latino 2733 / ed. Niggl R. [Città del Vaticano] : Biblioteca Apostolica Vaticana, 1972. 586 p.

29. Гнутова С.В. Проблемы современной ставрографии // Ставрографический сборник. Книга III: Крест как личная святыня : сб. статей / сост., науч. ред. и вступит. ст. С.В. Гнутовой. Москва : Изд-во Московской Патриархии : Изд-во «Древлехранилище», 2005. С. V—XVI.

30. Иларион (Алфеев), архиепископ. Христос — победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. Санкт-Петербург : Изд-во Олега Абышко, 2001. 288 с.


Для цитирования:


Иванова С.В. ИКОНОГРАФИЯ ВОСКРЕСЕНИЯ: К ВОПРОСУ О ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ДРЕВНИХ ПАМЯТНИКАХ. Обсерватория культуры. 2018;15(1):48-57. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-48-57

For citation:


Ivanova S.V. ICONOGRAPHY OF THE RESURRECTION: THE QUESTION OF DATES OF ORIGIN AND ANCIENT MONUMENTS. Observatory of Culture. 2018;15(1):48-57. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-48-57

Просмотров: 132


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)