Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Синтетический метод в историко-культурных исследованиях И.И. Иоффе 1930—1940-х годов

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-82-89

Полный текст:

Реферат

Рассматриваются малоизвестные публикации советского культуролога И.И. Иоффе конца 1930-х — 1940-х годов, которые практически не обсуждались в академическом сообществе и давно стали библиографической редкостью. Феномены из истории западноевропейской и русской культуры И. Иоффе рассмотрел, следуя своему синтетическому методу. И. Иоффе успешно применил разработанную методологию исследования при анализе конкретных культурных феноменов. Ученый обратил внимание на феномены «синтеза искусств» во французской культуре XVIII — XIX вв. на примете творчества Ж.Л. Давида и М.Ж. Шенье, Э. Золя, а также в русской культуре XIX века на примере произведений Н.В. Гоголя и П. Федотова. Осуществленный И. Иоффе анализ иконографии "Мертвых душ", позволил ему установить момент поворота в русской живописи от народного лубка к натуральной школе. В контекст исследования автора статей «Давид и Шенье» (1939) «Золя и натурализм» (1941) «Мертвые души и русский реализм» (1842—1942), «Русский Ренессанс» (1944) были вовлечены все сферы художественной культуры — живопись, театр, музыка, кино в их сложном взаимодействии. Темы и сюжеты статей И. Иоффе оказались вновь востребованными в современном искусствознании, литературоведении и культурологии. Материалы данной статьи позволяют восполнить досадный пробел в отечественной историографии культурологии и определить подлинное место концепции и методологии И. Иоффе в ряду отечественных историков и теоретиков культуры.

Об авторе

Лидия Алексеевна Сыченкова
Казанский (Приволжский) Федеральный университет
Россия

Лидия Алексеевна Сыченкова, доктор исторических наук, доцент

Кафедра всемирного культурного наследия



Список литературы

1. Иоффе И.И. Избранное. Часть 1. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. Москва : ООО «РАО Говорящая книга», 2010. 654 с.

2. Иоффе И.И. Золя и натурализм в искусстве // Ученые зап. Ленинград. гос. пед. ин-та им. А.И. Герцена. Т. XLI, Каф. всеобщ. лит. Ленинград, 1941. С. 320—352.

3. Иоффе И.И. Давид и Шенье (из истории литературы и искусства французской революции) // Ученые зап. Ленинград. гос. пед. ин-та им. А.И. Герцена. Т. XXVI, Каф. всеобщ. лит. Ленинград, 1939. С. 75—100.

4. Иоффе И.И. «Мертвые души» и русский реализм // Ленинград. гос. ун-т. Ученые зап., № 87. Сер. гуманит. наук. Саратов, 1943. С. 173—203.

5. Иоффе И.И. Русский Ренессанс // Ученые зап. Ленинград. гос. ун-та. Сер. филол. наук. Вып. 9, № 73. Ленинград, 1944. С. 236—286.

6. Иоффе И.И. Русские реализм и Репин // Вестн. Ленинград. гос. ун-та, № 8. Ленинград, 1947. С. 12—34.

7. Иоффе И.И. Русские реализм и Репин // Тр. юбилейной сессии Ленинград. гос. ун-та. Сер. ист. наук. Ленинград, 1948. С. 121—144.

8. Иоффе И.И. Проблема всеобщей истории искусств в Петербургском университете // Ученые зап. Ленингр. гос. ун-та. Сер. ист. наук. Вып. 15. Ленинград, 1947. С. 126—132.

9. Личное дело Иоффе Иеремии Исаевича, проф. филол. фак. // Объединенный архив Санкт-Петербург. гос. ун-та. Ф. 1. Личные дела проф.-преподават. состава Санкт-Петербург. гос. ун-та. Оп. 26. Св. 19. Д. 686. 27 л.

10. Гладилин М.С. Н.В. Гоголь и становление бытового жанра в русской живописи // Н.В. Гоголь и его творческое наследие. Десятые Юбилейные Гоголевские чтения : материалы докладов Междунар. науч. конф. / под общ. ред. В.П. Викуловой. Москва :

11. Фестпартнер, 2010. С. 198—203.

12. Гуминский В.М. »Мертвые души» в иллюстрациях // Лит. в школе, 2004. № 4. С. 9—12.

13. Машковцев Н.Г. Гоголь в кругу художников // М.Г. Машковцев. Из истории русской художественной культуры. Москва : Сов. худож., 1982. С. 82—131.

14. Попов Д.А. «Натуралисты» против «романтиков»: французское искусство XIX века глазами Эмиля Золя // История и ист. память. 2014. № 9. С. 151—161.

15. Син Хе Чо. Интерпретации произведений Н.В. Гоголя в российской книжной иллюстрации XIX—XX вв. : дис. … канд. культурологии : 24.00. 01 : Теория и история культуры. Москва, 2011. 180 с.

16. Тынянов Ю.Н. Иллюстрации // Ю.Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино / подгот. изд. и коммент. Е.А. Тоддеса, А.П. Чудакова, М.О. Чудаковой. Москва : Наука, 1977. С. 310—318.

17. Иоффе И.И. Мистерия и опера. Немецкое искусство XVI—XVIII веков. Ленинград : Изд. Гос. муз. науч.-исслед. ин-та, 1937. 236 с.

18. Иоффе И.И. Французское искусство эпохи разложения феодализма и буржуазной революции : Очерк к выставке. Москва ; Ленинград : Ленизогиз, 1932. 95 с.

19. Сыченкова Л.А. «Дорогие ошибки» советской культурологии: штрихи к портрету Иеремии Исаевича Иоффе (1888—1947) // Обсерватория культуры. 2007. № 2. С. 82—90.

20. Гвоздев A.A. Петроградские театры и празднества в эпоху военного коммунизма // А.А. Гвоздев, Адр. Пиотровский. История советского театра : очерки развития. Ленинград : Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1933. Т. 1. С. 286—291.

21. Воропаев В.А. Сто рисунков к «Мертвым душам» // Московский журнал. 2002. № 10. С. 57—60.

22. Агин А. Сто рисунков из сочинения Н.В. Гоголя «Мертвые Души», рисовал А. Агин, гравировал на дереве Е. Бернардский. Санкт-Петербург : тип. Э. Праца, 1846. 72 л.

23. Кириченко Е. Русская идея — синтез искусств (Н.Федоров, Е.Н.Трубецкой, П.А. Флоренский) // Картина мира в искусстве XX в. Штрихи к портрету эпохи. Москва : РНИГИС, 1994. С. 39—41.

24. Проблемы синтеза в художественной культуре / под ред. А. Прохорова, Б. Раушенбаха. Москва : Наука, 1985. C. 209—284.

25. Каган М.С. О культурологической и эстетической концепции И.И. Иоффе // И.И. Иоффе. Избранное: 1920—30-е гг. / сост. М.С. Каган, И.П. Смирнов, Н.Я. Григорьева. Санкт-Петербург : Петрополис, 2006. С. 6—40.

26. Бёрк П. Что такое культуральная история? / пер. с англ. И. Полонской ; под науч. ред. А. Лазарева ; Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики». Москва : Высш. шк. экономики, 2015. 240 с.

27. Дианова В.М., Солонин Ю.Н. История культурологии : учеб. для бакалавров. 2-е изд. Москва : Юрайт, 2012. 461 с.

28. Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы: учеб. пособ. Санкт-Петербург: Санкт-Петербург. гос. акад. культуры, 1996. 262 с.

29. Культурология. Энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. и автор проекта С.Я. Левит. Москва : РОССПЭН, 2007. Т. 1. 1392 с. ; Т. 2. 1184 с.

30. Григорьева Н.Я. Эволюция антропологических идей в европейской культуре второй половины 1920—1940-х гг. Россия, Германия, Франция. Санкт-Петербург : Книжный дом, 2008. С. 86—212.


Для цитирования:


Сыченкова Л.А. Синтетический метод в историко-культурных исследованиях И.И. Иоффе 1930—1940-х годов. Обсерватория культуры. 2018;15(1):82-89. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-82-89

For citation:


Sychenkova L.A. THE SYNTHETIC METHOD IN I.I. IOFFE’S HISTORICAL AND CULTURAL RESEARCHES OF THE 1930s—1940s. Observatory of Culture. 2018;15(1):82-89. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-82-89

Просмотров: 127


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)