Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-32-38

Полный текст:

Реферат

Описывается формирование сложной многоуровневой системы гуманитарного знания в современной литературе. Для анализа этого процесса используется понятийный аппарат, связанный с феноменом междисциплинарности. Выделяются различные формы проявления междисциплинарности в сфере гуманитарного познания: мультидисциплинарность, собственно междисциплинарность и трансдисциплинарность. Дается их краткая характеристика. Рассматриваются отдельные проявления междисциплинарности: междисциплинарные исследования, сводные дисциплины, ориентированные на педагогический процесс. Выделяются различные виды трансдисциплинарности в гуманитарном знании. Трансдисциплинарность может выступать как попытка создания единой гуманитарной науки, единой антропологии, гуманистики, нового направления в философии науки, метаанализа гуманитарного знания и т. п. Критически рассматривается идея гуманитаристики как общей методологии гуманитарного познания, в частности, из-за тенденции смешивать научные и ненаучные компоненты последнего. Подчеркивается, что изменения в сфере гуманитарного запаса знаний ставят ряд методологических проблем, в частности более четкого различения социальных и гуманитарных наук, соотношения научного и ненаучного компонентов в гуманитарном познании. Авторы полагают, что социальные и гуманитарные науки различаются объектом, предметом и отношением к ценностям. Дается критическая оценка парадигмального различения социальных и гуманитарных наук. Подчеркивается, что гуманитарное изучение имеет технологическое измерение, что проявляется в разработке в литературе темы гуманитарных технологий и гуманитарной экспертизы. Рассматриваются некоторые их свойства. Научная новизна статьи заключается в описании феномена расширения сферы гуманитарного познания, которая включает не только собственно гуманитарные науки, но и различные области междисциплинарных исследований, трансдисциплинарные образования, прикладные и технологические гуманитарные изыс­кания, различного рода ненаучные взгляды. Появление такого феномена делает важной проблему различения социальных и гуманитарных наук, а также разграничения научных и ненаучных компонентов в гуманитарном знании.

Об авторах

Наталия Александровна Волкова
Российская государственная библиотека
Россия

Наталия Александровна Волкова, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник

Научно-исследовательский центр развития Библиотечно-библиографической             классификации

Воздвиженка ул.,д.3/5, Москва, 119019



Ольга Викторовна Катаева
Российская государственная библиотека

Ольга Викторовна Катаева, кандидат философских наук, член научно-методического совета 

Научно-исследовательский центр развития Библиотечно-библиографической             классификации

Воздвиженка ул.,д.3/5, Москва, 119019



Марина Александровна Ходанович
Российская государственная библиотека

Марина Александровна Ходанович, кандидат философских наук,зав. сектором развития ББК

Научно-исследовательский центр развития Библиотечно-библиографической             классификации

Воздвиженка ул.,д.3/5, Москва, 119019

 



Список литературы

1. Степин В.С. Теоретическое знание. Москва : Прогресс-Традиция, 2003. 744 с.

2. Piaget J. The epistemology of interdisciplinary relationships // Interdisciplinarity. Problems of teaching and research in universities. Paris, 1972. P. 139.

3. Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал. 2014. № 5. URL: http://www.science-education.ru/119-14526 (дата обращения: 08.11.2017).

4. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. Москва : Языки славянских культур, 2007. 246 с.

5. Эпштейн М.Н. Проективный словарь гуманитарных наук. Москва : Новое литературное обозрение, 2017. 609 с.

6. Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / под ред. В. Бажанова, Р.В. Шольца. Москва : Навигатор, 2015. 563 с.

7. Галёна Е., Гумбрехт Х.У. «Башня из слоновой кости»: О будущем гуманитарного образования [Электронный ресурс] // НЛО : независимый филологический журнал, 2016. № 2 (138). URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2016/2/bashnya-iz-slonovoj-kosti-o-budushem-gumanitarnogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 08.11.2017).

8. Афанасьев А.И. Гуманитаристика: научные притязания [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3222 (дата обращения: 11.01.2018).

9. Эпштейн М.Н. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. Москва : Новое лит. обозрение, 2004 864 с.

10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. Москва : ИНФРА-М, 2007. 495 с.

11. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук : учеб. для аспирантов и соискателей ученой степени канд. наук / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.В. Миронова. Москва : Гардарики, 2006. 639с.


Для цитирования:


Волкова Н.А., Катаева О.В., Ходанович М.А. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ. Обсерватория культуры. 2018;15(1):32-38. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-32-38

For citation:


Volkova N.A., Kataeva O.V., Khodanovich M.A. INTERDISCIPLINARITY IN THE HUMANITARIAN KNOWLEDGE. Observatory of Culture. 2018;15(1):32-38. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-32-38

Просмотров: 215


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)