Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

ПОРТРЕТ ГЕРМАННА В «ПИКОВОЙ ДАМЕ» А.С. ПУШКИНА В ВИЗУАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ХУДОЖНИКОМ

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-214-221

Полный текст:

Реферат

В среде русской эмиграции 1920—1930-х гг. образовалось особое сообщество представителей художественного мира, поддерживающих тенденцию сохранения отечественной культуры и вместе с тем стремившихся вписать ее в мировой контекст, учитывая творческие поиски, которые велись в то время. Один из таких представителей эмиграции — живописец, график, сценограф В.И. Шухаев (1887—1973). Именно во Франции развернулась его деятельность как автора книг художника, воспринимаемых в качестве особого произведения искусства, в котором значимы все элементы книги. Две значительные работы В.И. Шухаева в области книжной графики связаны с именем А.С. Пушкина: иллюстрации и оформление к повести «Пиковая дама» и трагедии «Борис Годунов».

В качестве материала для исследования в настоящей статье использовано французское издание 1923 г. «Пиковой дамы» А.С. Пушкина. Этот выбор обусловлен тем, что В.И. Шухаевым не только выполнены иллюстрации, но также представлено своеобразное видение произведения, он самобытно проясняет и конкретизирует отдельные особенности сюжетного построения повести свойственным ему художественным языком.

Предмет конкретного изучения — своеобразие видения В.И. Шухаевым главного персонажа произведения — Германна, особенности его портретной характеристики и приемы ее организации. Последовательное прочтение произведения, несомненно, отразилось в иллюстративном пространстве повести. Художник практически создает свой вариант видения текста, акцентируя внимание на драматической составляющей произведения. Он использует визуальность изображения А.С. Пушкина, чтобы вывести свою читательскую концепцию прочтения «Пиковой дамы». Показаны основные приемы работы художника, проявившего себя продолжателем традиций и новатором.

Как иллюстратор В.И. Шухаев не только выдержал конкуренцию с французскими художниками, но и внес собственные находки: предложил принцип монтажа в графике, разработал новую методику рисунков тушью, создал единый художественный комплекс книги от обложки до последней концовки. В.И. Шухаев доказал, что оформление, полностью адекватное авторскому замыслу, возможно лишь при условии, что художник создает все части образа книги, подчиняя их единой творческой концепции.

Об авторе

Вера Федоровна Капица
Институт мировой литературы им. А.М. Горького
Россия

Вера Федоровна Капица, научный сотрудник 

Отдел рукописей 

Поварская ул., д. 25а, Москва, 121069



Список литературы

1. Мямлин И.Г. Василий Иванович Шухаев. Ленинград : Художник РСФСР, 1972. 173 с.

2. Эйзарбашвили Н.А. В.И. Шухаев. Москва : Галарт, 2012. 360 с.

3. Сеславинский М. Россия — Франция: полузабытые страницы культурного сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http://seslavinsky.ru/articles/rossiya-frantsiya-poluzabytye-stranitsy-kulturnogo-sotrudnichestva/ (дата обращения: 01.03.2018).

4. Ткаченко Н.И. Книга-художника — феномен малого искусства // Обсерватория культуры. 2011. № 3. С. 118—122.

5. Фещенко В. Автоэкфрасис в тексте художника: лингвоэстетический эксперимент В. Кандинского // «Невыразимое выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте : сб. статей / сост. и науч. ред. Д.В. Токарева. Москва : Новое литературное обозрение, 2013. С. 164—181.

6. Pouchkine А. La dame de pique / avant propos de A. Gide ; illustrations couleurs de V. Choukhaeff. Paris : La Pléiade Schiffrin & Cie, 1923.

7. Pouchkine A. Boris Goudunov. Paris : La Pleiade Schiffrin & Cie, 1925.

8. Мартьянова С.А. Образ Германна в повести Пушкина А.С. «Пиковая дама»: национальное и общечеловеческое // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2. С. 53—57.

9. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном / сост. и общ. ред. Г.А. Дубровской. Москва : Дет. лит., 1989. 238 с.

10. Шухаев В.И. Воспоминания // Государственный русский музей. Отдел письменных источников. Ф. 154. Ед. хр. 205. Л. 56.

11. Радлов Н.Э. Выставка произведений. Каталог. Москва : Моск. отд. Союза художников РСФСР, 1961. 25 с.


Для цитирования:


Капица В.Ф. ПОРТРЕТ ГЕРМАННА В «ПИКОВОЙ ДАМЕ» А.С. ПУШКИНА В ВИЗУАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ХУДОЖНИКОМ. Обсерватория культуры. 2018;15(2):214-221. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-214-221

For citation:


Kapitsa V.F. ARTIST’S VISUAL REPRESENTATION OF THE PORTRAIT OF HERMANN IN A.S. PUSHKIN’S “QUEEN OF SPADES”. Observatory of Culture. 2018;15(2):214-221. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-214-221

Просмотров: 148


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)