Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

СТИМУЛИРУЮЩИЙ ФАКТОР ИЛИ ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР: СТИПЕНДИИ В МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ДО 1917 ГОДА

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-90-96

Полный текст:

Реферат

В статье представлены результаты исследования одного из аспектов организации учебного процесса в Московской консерватории от ее основания до революции 1917 года, а именно феномена стипендий. В связи с тем, что обучение в консерватории в тот период было платным, не все достойные и талантливые молодые люди могли рассчитывать на место в этом знаменитом учебном заведении. Стипендия рассматривалась как своего рода грант, который позволял малообеспеченным ученикам получить высшее музыкальное образование и давался по критериям таланта и усердия. На основании материалов из фондов Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) подробно анализируются условия и процедура назначения стипендий. В частности, выявляется разница в целеполагании благотворителей, влиявшая на условия выделения стипендиальных средств. Учредители стипендий подразделены на две группы: общественные организации (Московское отделение Императорского Русского музыкального общества (ИРМО, РМО), Московское городское общественное управление, Ведомство учреждений императрицы Марии) и частные лица (как правило — крупные меценаты). Отмечается, что каждая группа имела свои особенности в выборе стипендиатов. Так, многие частные учредители стипендий преследовали личные цели (увековечивание памяти близкого человека или обеспечение образования своим потомкам). Среди выдвигаемых ими ограничений (условий) выделяются: музыкальная специальность, социальное происхождение, пол, место рождения, вероисповедание будущего стипендиата. Лишение стипендии подчинялось более объективным критериям: главным образом, в расчет принимались нерадивость стипендиата или его несоответствие стандартам обучения. Процедура лишения стипендий не была четко прописана юридически, но в большинстве случаев это решение принимал Художественный совет или лично директор консерватории. Выдвигается идея об актуальности изучения данной темы в контексте рассмотрения мотивирующей роли стипендий и применения этой практики в современном отечественном образовании.

Об авторе

Елена Марковна Шабшаевич
Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке
Россия

Елена Марковна Шабшаевич, доктор искусствоведения, доцент, профессор

Кафедра философии, истории, теории культуры и искусства 

Маршала Соколовского ул., д. 10, Москва, 123060



Список литературы

1. Полоцкая Е.Е. П.И. Чайковский и становление композиторского образования в России : дис. … докт. искусствоведения. Москва : РАМ имени Гнесиных, 2009. 719 с.

2. Кашкин Н.Д. Первое двадцатипятилетие Московской консерватории: Ист. очерк проф. Консерватории Н.Д. Кашкина. Имп. Рус. муз. о-во. Моск. отд. Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1891. 81 с.

3. Шабшаевич Е.М. Страницы дореволюционной истории Московской консерватории: именные стипендии профессоров // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 2 (27). С. 153—159.

4. Выписка из духовного завещания Н.Е. Лясковского // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2099. Оп. 1. Ед. хр. 170. Л. 9.

5. Из истории Ленинградской консерватории: материалы и документы 1862—1917. Ленинград : Музыка [Ленингр. отд-ние], 1964. 328 с.

6. Выписка из Протокола заседания Художественного совета Московской консерватории от 29 мая 1890 г. // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 661. Оп. 1. Ед. хр. 9. Л. 22 об.

7. Выписка из Протокола заседания Художественного совета от 29 мая 1890 г. // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 661. Оп. 1. Ед. хр. 9. Л. 27.

8. Переписка о выдаче стипендий. 15 января 1901 — 27 октября 1917 г. // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2099. Оп. 1. Ед. хр. 212. Л. 133.

9. Переписка с Московским Городским [общественным] управлением о назначении стипендий и о выделении представителей Управы на экзамены. 25 мая 1881 — 13 августа 1881 г. // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2099. Оп. 1. Ед. хр. 58. Л. 59–62.

10. Протоколы заседаний Совета профессоров и инструкции по работе консерватории // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 661. Оп. 1. Ед. хр. 8. Л. 64.

11. Протоколы заседаний Совета профессоров и инструкции по работе консерватории // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 661. Оп. 1. Ед. хр. 8. Л. 63.

12. Barbaki M. The Role of Music in the Education of Young Male Workers in Nineteenth-Century Greece: the Case of Charity Institutions // Music Educational Research. 2015. Vol. 17, no 3. P. 327—339.

13. Bettinger E.P., Baker R.B. The Effects of Student coaching: An Evaluation of a Randomized Experiment in Student Advising // Educational Evaluation and Policy Analysis. 2014. Vol. 36, no. 1. P. 3—19.

14. Franz N. The Legacy and Future of a Model for Engaged Scholarship: Supporting a Broader Range of Scholarship // Journal of Higher Education Outreach and Engagement. 2016. Vol. 20, no. 1. P. 217—221.

15. Greenhow C., Gleason B. Social Scholarship: Reconsidering Scholarly Practices in the Age of Social Media // British Journal of Educational Technology. 2014. Vol. 45, no. 3. P. 392—402.

16. Kallberg J., Lowe M.D., Bloechl O. Rethinking Difference in Music Scholarship. Cambridge : Cambridge University Press, 2015. 450 p.

17. Аракелова А.О. О некоторых особенностях возникновения и развития системы профессионального музыкального образования в России // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. 2012. № 2 (19-1). С. 45—54.

18. Московская консерватория в ее историческом развитии (к 150-летию со дня основания) : материалы Всерос. науч. конф. пятой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / Науч. совет по проблемам истории музыкального образования [и др. ; ред.-сост.: В.И. Адищев, К.С. Зенкин]. Москва : Московская консерватория, 2016. 191 с.

19. Николаева Е.В. Перспективы развития в России истории музыкального образования как науки // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2016. № 1(13). С. 142—149.

20. Рапацкая Л.А. Музыкальное образование в России в контексте культурных традиций // Вестник международной академии наук. Русская секция. 2007. № 1. С. 40—47.


Для цитирования:


Шабшаевич Е.М. СТИМУЛИРУЮЩИЙ ФАКТОР ИЛИ ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР: СТИПЕНДИИ В МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ДО 1917 ГОДА. Обсерватория культуры. 2018;15(1):90-96. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-90-96

For citation:


Shabshaevich E.M. A STIMULATING FACTOR OR AN ARTIFICIAL SELECTION: THE SCHOLARSHIPS AT THE MOSCOW CONSERVATORY BEFORE 1917. Observatory of Culture. 2018;15(1):90-96. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-90-96

Просмотров: 131


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)