ГРАВЮРЫ ПО РИСУНКАМ АДОЛЬФА МЕНЦЕЛЯ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА БЕНУА
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-74-81
Реферат
Актуальность темы настоящей статьи определяется тем, что рисунки Адольфа Менцеля, одного из любимых художников Александра Бенуа, воспроизведенные в технике гравюры на дереве в различных изданиях, никогда не становились объектом специального исследования как художественные источники творчества этого художника.
Научная новизна настоящей статьи заключается в том, что в ней впервые предпринят опыт анализа влияния гравюр по рисункам Менцеля на творчество А.Бенуа. Автор применил комплексный метод, который объединил источниковедческий анализ воспоминаний художника, традиционный формальный анализ его произведений, сравнительный формальный анализ его произведений в сравнении с работами Менцеля, Андо Хиросигэ, рисунками Юлиуса Дица, гравюрами французских мастеров XVIII века. Также были рассмотрены мемуары герцога де Сен-Симона и маркиза Данжо, роман Александра Дюма «Жозеф Бальзамо». Это позволило значительно расширить и углубить существующее представление об исторических и художественных источниках творчества Бенуа.
Выявлено, что гравюры по рисункам Менцеля[1] оказали влияние на образ старого короля в листах графического цикла Бенуа «Последние прогулки Людовика XIV» (1896–1898), а также на пастель «Маскарад при Людовике XIV» (1897). Также установлено, что композиция акварелей Бенуа «Прогулка короля» (1906) и «Свадебная прогулка» (1906) повторяют композиции гравюр по рисункам Менцеля «Фридрих на верхней террасе Сан-Суси» и «Король Фридрих II с королевой перед двором» из книги Ф. Куглера «История Фридриха Великого».
Об авторе
Анна Евгеньевна ЗавьяловаРоссия
Анна Евгеньевна Завьялова, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела русского искуства XVIII - начала XX века
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств
Пречистенка ул., д. 21, Москва, 119034
Список литературы
1. Lammel G. Adolf Menzel. Fridriziana und Wilhelmiana. VEB Verlag der Kunst Dresden. 1988. 191 Z.
2. Стасов В. Две художественные выставки // Стасов В. Статьи и заметки, опубликованные в газетах и не вошедшие в книжные издания. Т.1. Москва: Искусство, 1952. 318 с.
3. Бенуа А. Мои воспоминания. Кн.IV-V. Москва: Наука, 1993. 743 с.
4. Лансере Е. Дневники. Книга первая: Воспитание чувств. Москва: Искусство–XXI век, 2008. 647 с.
5. Булгаков Ф. Адольф Менцель и его произведения. Санкт-Петербург, 1897. 91 с.
6. Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. Москва: Искусство, 1979. 624 с.
7. Kohle, H. Adolf Menzels Fridedrich-Bilder. Theoric und praxis der Geschichtsmalerei im Berlin der 1850er Jahre. Deutscher Kunstverlag Műnchen Berlin. 2001. 432 Z.
8. Menzel (1815–1905) “la névrose du vrai”. Editions de la Réunion des musées narionaux. 1996. 478 p.
9. Марченко Е. Об издании в России иллюстраций Адольфа Менцеля к «Истории Фридриха Великого» // Россия – Германия. Контакты и взаимовлияния. XVIII-XX вв. Москва: Государственная Третьяковская галерея, 1994. 168 с.
10. Дюма А. Жозеф Бальзамо. Кн.1. Москва: Альфа-книга, 2010. 1165 с.
11. Бенуа А. Дневник. 1918–1924. Москва: Захаров, 2010. 816 с.
12. Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. I-III. Москва: Наука, 1993. 711 с.
13. Бенуа А. Немецкий художник Юлиус Диц // Мир искусства. 1900. №17–18 (Т.IV). 152 с.
14. Гибер Ж.А.И. Картина жизни и деяний Фридриха Великого короля прусского. Санкт-Петербург.,1789. 250 с.
15. Круглов В. Александр Николаевич Бенуа. Санкт-Петербург: «Художник России», «Золотой век», 2001. 224 с.
Рецензия
Для цитирования:
Завьялова А.Е. ГРАВЮРЫ ПО РИСУНКАМ АДОЛЬФА МЕНЦЕЛЯ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА БЕНУА. Обсерватория культуры. 2018;15(1):74-81. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-74-81
For citation:
Zavyalova A.E. ENGRAVINGS BASED ON ADOLPH MENZEL’S DRAWINGS IN THE WORKS OF ALEXANDER BENOIS. Observatory of Culture. 2018;15(1):74-81. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-74-81