Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

ГИПЕРРЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЛО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-154-160

Полный текст:

Реферат

Анализируется феномен гиперреалистического тела в контексте феноменологического дискурса «телесности». В неклассической эстетике ХХ в. интерес к телу как философской категории сформировался под влиянием феноменологов второй волны, и до сих пор «телесность» остается актуальной проблематикой постмодернистского дискурса. Современные западные и отечественные исследователи стремятся к синергийному синтезу философии, нейрофизиологии и психологии, анализируя формирование субъективности в условиях нарастающих тенденций постгуманизма. Особенно важным представляется осмысление категории тела в контексте влияния виртуальной реальности на современного человека, соотнесение виртуального тела и реального, из которого и рождается, по мнению автора, новый феномен «гиперреалистического тела». С одной стороны, виртуальность является импульсом к гипертрофированной чувственности, реализуемой современными художниками, с другой — порождает «новое зрение», измененное под воздействием виртуального опыта. Таким образом, концепт «гиперреалистического тела» рассматривается в статье в двух аспектах: как феномен сознания, и как жанр современного искусства — гиперреалистической скульптуры. В связи с развитием технологий и тенденциями постгуманизма «гиперреалистическое тело» становится шизофреническим желанием сверхчувственности, пределом гипертрофированной видимости реальности, симулякром и иллюзией целостности тела без органов, деградацией воображения воспринимающего субъекта. С точки зрения футуристической культурологии — это знаковое явление, очередной ключевой шаг в эстетической деятельности человека по созданию собственной искусственной реальности, следующим шагом которой очевидно станет одушевление искусственного тела, что возвращает нас к проблемам постгуманизма. Делается вывод о том, что иллюзия, производимая роботом, симулирующим натуральное тело, наделенное неким искусственным «я», вполне естественно встраивается в восприятие современного человека.

Об авторе

Олеся Витальевна Строева
Институт кино и телевидения (ГИТР)
Россия

Олеся Витальевна Строева, профессор кафедры теории и истории культуры, кандидат философских наук, доцент 

Хорошевское ш., д. 32А, Москва, 123007



Список литературы

1. (Пост) феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами : [пер. с фр.]. Москва : Академический проект : Гаудеамус, 2014. 287 с.

2. Phenomenology and the Cognitive Sciences : International Journal. Volumes 1—17. Issues # 1—64. Springer, 2002—2018.

3. Психология телесности: теоретические и практические исследования : сб. ст. II Междунар. науч-практ. конф. (25 дек. 2009). Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009. 320 с.

4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. Москва : Добросвет, 2000. 389 с.

5. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. Санкт-Петербург : Ювента : Наука, 1999. 605 с.

6. Jenkinson J. Enactive subjectivity as flesh // Phenomenology and the Cognitive Sciences. 2017. Volume 16, Issue 5. P. 931—951.

7. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Минск : Харвест ; Москва : АСТ, 2000. 752 с.

8. Гашков С. К проблеме телесности во французской постфеноменологии [Электронный ресурс] // Логос : философско-литературный журнал. 2010. № 5 (78). С. 231—244. URL: http://www.logosjournal.ru/arch/35/logos-35.pdf (дата обращения: 16.03.2018).

9. Мазин В. Три тела в душе: о соотношении реального, воображаемого и символического [Электронный ресурс] // Теории и практики. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/7650-mazin(дата обращения: 25.01.2018).

10. Моисеев В.Н. Общество синхронизации: человек и его цифровой профайл // Обсерватория культуры. 2014. № 5. С. 107—111.

11. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург : У-Фактория, 2007. 672 с.

12. Grossberg L., Behrenshausen B. Cultural Studies and Deleuze-Guattari. Part 2: From Affect to Conjunctures // Cultural Studies. London, 2016. Issue 6. Volume 30. P. 1001—1028.

13. Строева О.В. Эпоха «размножения» персонального экрана: изменение восприятия пространства и времени // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 4. С. 396—403. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-4-396-403.

14. Флоренский П.А. Органопроекция // Русский космизм: Антология философской мысли. Москва : Педагогика-пресс, 1993. С. 149—162.

15. Хоружий С.С. Постчеловек, виртуальный человек и их социум // Вестник Московского государственного областного университета. 2016. № 3. С. 2—17.

16. Делез Ж. Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения. Санкт-Петербург : Machina, 2011. 176 с.

17. Барт Р. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. Москва : Ad Marginem, 1997. 223 с.

18. Бодрийяр Ж. Порно-стерео: о гиперреальности и отсутствии соблазна в порнографии [Электронный ресурс] // Теории и практики. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/7651-porno-stereo (дата обращения: 27.01.2018).

19. Николаева Е.В. Интерференции визуального и кинестетического в постнеклассическом искусстве // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13, № 4. С. 399—409.

20. Balke F. Can thought go on without a body? On the relationship between machines and organisms in media philosophy // Cultural Studies. London, 2016. Issue 4. Volume 30. P. 610—629.


Рецензия

Для цитирования:


Строева О.В. ГИПЕРРЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЛО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. Обсерватория культуры. 2018;15(2):154-160. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-154-160

For citation:


Stroeva O.V. HYPERREALISTIC BODY IN THE MODERN CULTURE. Observatory of Culture. 2018;15(2):154-160. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-154-160

Просмотров: 1040


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)