ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ДРУГОГО: МЕЖДУ ФУНКЦИОНАЛИЗМОМ И СТРУКТУРАЛИЗМОМ
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-132-140
Реферат
Обсуждаются связанные с переходом от интеграции к инклюзии изменения трактовки политики в отношении Другого в сфере образования, актуальность изучения которых обусловлена законодательным закреплением политики инклюзии в российском образовании после ратификации Конвенции ООН по правам инвалидов и принятия нового закона об образовании. Теоретический контекст этого сдвига от политики интеграции к инклюзии остается недостаточно проясненным в своих философских основаниях, что и составляло задачу работы. Эти сдвиги рассматриваются в контексте изменения в социальных науках доминирующего теоретического контекста понимания Другого и его места в обществе, которое трактуется как переход от функционализма к структурализму и социальному конструкционизму, отталкивающемуся от предложенной в рамках структурализма языковой метафоры культуры (культура как язык). Дихотомия функционализма и социального конструкционизма, основанного на языковой метафоре культуры, рассматривается в контексте концепции Ч. Тейлора о теориях современности (акультурных и культурных) и концепции культуры как открытости Другому (Л.С. Черняк). Такой подход определяет как метод изучения проблемы исследования, так и новизну полученных результатов. Понимание нормы, рациональности, отношения к Другому в рамках политики интеграции или инклюзии зависит от интерпретации культуры либо скорее как преемственности образа жизни (доминирование парадигмы времени), либо скорее как многообразия замкнутых на себя жизненных миров со своими традициями, культурными кодами (доминирование парадигмы пространства). Причем переход от интеграции к инклюзии и, соответственно, от функционализма к социальному конструкционизму можно понять как выражение пространственного поворота в социальных и гуманитарных науках. Ключевым моментом подхода к решению проблемы культурных оснований политики в отношении Другого в образовании представляется понимание культуры как проекта свободы человека, реализующего свою открытость Другому.
Ключевые слова
Об авторе
Алексей Юрьевич ШемановРоссия
Алексей Юрьевич Шеманов, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник
Институт проблем инклюзивного образования, научно-методический центр
Сретенка ул., д. 29, Москва, 127051
Список литературы
1. Allport G.W. The Nature of Prejudice. Reading, MA : Addison-Wesley Pub. Co., 1954. 537 р.
2. Гидденс Э. Последствия современности / пер. с англ. Г.К. Ольховникова, Д.А. Кибальчича, вступ. ст. Т.А. Дмитриева. Москва : Праксис, 2011. 352 с.
3. Шеманов А.Ю. Политика инклюзии и этническая идентичность в контексте проблемы открытости другому // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13, № 6. С. 652—659. DOI: 10.25281/2072-3156-2016-13-6-652—659.
4. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций: официальный сайт. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 30.09.2017).
5. Шеманов А.Ю. Антропология инклюзии: автономия или аутентичность? // Обсерватория культуры. 2014. № 4. С. 9—16.
6. Corbett J. Inclusive education and school culture // International Journal of Inclusive Education. 1999. Vol. 3, no. 1. P. 53—61.
7. Slee R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda // International Studies in Sociology of Education. 2008. Vol. 18, no. 2. P. 99—116.
8. Николаев В.Г. Функционализм // Социокультурная антропология : История, теория и методология : энцикл. словарь / под ред. Ю.М. Резника. Москва : Академ. проект, Культура ; Киров : Константа. 2012. С. 176—191.
9. Малиновский Б. Функциональный анализ // Антология исследований культуры. Т 1. Интерпретации культуры / сост. С.Я. Левит. Санкт-Петербург : Унив. книга, 1997. С. 683—684.
10. Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль / под ред. В.И. Добренькова. Москва : Изд. Междунар. ун-та бизнеса и управления, 1996. С. 400—401.
11. Turner B.S. Preface to the New Edition // Parsons T. The social system. 2-nd ed. London: Routledge, 1991. XLIII, 404 p.
12. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 94—122.
13. Шапинская Е.Н. Структурализм // Социокультурная антропология : История, теория и методология : энцикл. словарь / под ред. Ю.М. Резника. Москва : Академ. проект, Культура ; Киров : Константа. 2012. С. 168—176.
14. Barker C. Cultural Studies: Theory and Practice. 4-th ed. With a foreword by Paul Willis. London : SAGE Publications Ltd, 2012. 552 p.
15. Scott J. Giddens and Cultural Analysis: Absent Word and Central Concept // Edwards T. (Ed.) Cultural Theory: Classical and Contemporary Positions. London : SAGE, 2007. P. 83—105.
16. Шеманов А.Ю. Другой как «неспособный»: социальный конструктивизм vs. медикализация [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. 2012. № 1 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/drugoy-kak-nesposobnyy-sotsialnyy-konstruktivizm-vs-medikalizatsiya (дата обращения: 30.09.2017).
17. Нанси Ж.-Л. Непроизводимое сообщество. Новое изд., пересмотр. и доп. / пер. с фр. Ж. Горбылевой и Е. Троицкого. Москва : Водолей, 2011. 208 с.
18. Бауман З. Индивидуализированное общество. Москва : Логос, 2002. 390 с.
19. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. Москва : Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
20. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. Москва : Академ. проект, 2003. 528 с.
21. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Self and Society in the Late Modern Age. Stanford (Cal.), 1991. 264 p.
22. Керимова Л.М., Керимов Т.Х. Теория структурации Э. Гидденса: методологические аспекты // Социологические исследования. 1997, № 3. С. 37—47.
23. Taylor Ch. Two Theories of Modernity [Электронный ресурс] // The Hastings Center Report. 1995. Vol. 25, no. 2. P. 24—33. URL: http://www.jstor.org/stable/3562863 (дата обращения: 30.09.2017).
24. Дмитриев Т.А. Сокрушительная современность Энтони Гидденса // Э. Гидденс. Последствия современности / пер. с англ. Г.К. Ольховникова, Д.А. Кибальчича, вступ. ст. Т.А. Дмитриева. Москва : Праксис, 2011. С. 79—81.
25. Бурдье П. Формы капитала [Электронный ресурс] // Экономическая социология Т. 3. № 5. 2002. С. 60—74. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208205039/ecsoc_t3_n5.pdf#page=60 (дата обращения: 30.09.2017).
26. Попова Н.Т. Культурологический подход к инклюзии в практике образования // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования : коллектив. моногр. / отв. ред. С.В. Алехина. Москва : Моск. гор. психолого-пед. ун-т; Буки Веди, 2013. С. 38—51.
27. Линьков В.В. Развитие представлений о норме в философии и коррекционной педагогике // Наука и школа. 2014. № 3. С. 14—23.
28. Черняк Л.С. Время и вечность : Возвращение забытой темы. Москва : Нестор-История, 2014. 696 с.
29. Черняк Л.С. «Воплощенность личности и инклюзия» : медитации постороннего // Обсерватория культуры. 2015. № 3. С. 4—12.
Рецензия
Для цитирования:
Шеманов А.Ю. ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ДРУГОГО: МЕЖДУ ФУНКЦИОНАЛИЗМОМ И СТРУКТУРАЛИЗМОМ. Обсерватория культуры. 2018;15(2):132-140. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-132-140
For citation:
Shemanov A.Yu. POLICY IN RELATION TO THE OTHER: BETWEEN FUNCTIONALISM AND STRUCTURALISM. Observatory of Culture. 2018;15(2):132-140. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-132-140