ПЕСЕННЫЙ ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГИМН И ПУТИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-188-193
Реферат
На Втором Ватиканском соборе (1962—1965) были сформулированы принципы активного участия прихожан в литургической и пастырской жизни Церкви. Введение в католическое богослужение совместного пения повлекло за собой значительное переосмысление культового репертуара. Одним их ведущих жанров коллективного исполнения в мессе стали гимны проприя, которые до сих пор не получили единого наименования в российской литургической практике. В связи со значительными изменениями, которые произошли в гимнографии в ХХ в., вводится понятие «песенный литургический гимн» — богослужебное песнопение на национальном языке для общинного исполнения в процессионных разделах реформированной мессы. Анализируются гимны современных композиторов Г. Гселя «Ты добрый Пастырь мой» и П. Бебенека «Слава Тебе, Господь», закрепившиеся в деятельности российских католических приходов.
В песенном литургическом гимне традиционные приметы церковных песнопений дополняются атрибутами светской культуры. С храмовой практикой новое гимнотворчество сближает неразрывная связь с церковной средой, подчиненность богослужебным задачам. Современные гимны стилистически дистанцируются от бытовой музыки, но вместе с тем вбирают некоторые атрибуты песенности. Подчеркивается, что жанровая доминанта церковных песнопений постоянна, она не меняется на протяжении веков. В песенном литургическом гимне новые условия исполнения влияют на переинтонирование жанрового наследия.
Второй Ватиканский собор положил начало движению интеграции и придал импульс расширению музыкальной лексики богослужения. Заметную роль в изменении современного репертуара сыграло официальное разрешение национальных идиом в церковной практике. Определение «песенный литургический гимн» отражает новую позицию Святого престола относительно непосредственного участия прихожан в мессе.
Ключевые слова
Об авторе
Юлия Леонидовна ФиденкоРоссия
Юлия Леонидовна Фиденко, доктор искусствоведения, доцент. профессор кафедры истории музыки
Петра Великого ул., д. 3а, Владивосток, 690090
Список литературы
1. Конституция «О Богослужении» // Второй Ватиканский Собор: Конституции. Декреты. Декларации. Брюссель : Жизнь с Богом, 1992. С. 79—117.
2. Schuler R.J. A Chronicle of the Reform: Catholic Music in the 20th Century // Cum Angelis Canere: Essays on Sacred Music and Pastoral Liturgy in Honour of Richard J. Schuler. St. Paul MN : Catholic Church Music Associates, 1990. Appendix—6. Р. 349—419.
3. Musicam Sacram. Instruction on music in the liturgy (5 March, 1967) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ewtn.com/library/curia/cdwmusic.htm (дата обращения: 15.02.2018).
4. Pawlak I. Muzika liturgiczna po soborze watykańskim II w świetle dokumentów kościoła. Lublin : Polihymnia, 2000. 470 c.
5. Dobszay L. The Bugnini-Liturgy and the Reform of the Reform / Transl. from the Hungarian. Church Music Association of America, 2010. 218 р.
6. Зосім О.Л. Духовна пісенність і сучасна богослужбова музика Римо-католицької церкви України і Росії: національне і конфесійне // Мистецтвознавчі записки: збірник наукових праць. Київ: Національна академія керівних кадрів культури і мистецтв. 2011. № 19. С. 233—240.
7. Кан Ен Э. Христианская гимнография в истории музыкальной культуры Республики Корея: опыт адаптации западной традиции : монография. Москва : Onebook.ru, 2015. 157 с.
8. Bartlett А. Ever ancient — ever new: implementing Musicam Sacram today. Part II: Progressive solemnity, Musicam Sacram’s plan for sung Liturgy in every parish [Электронный ресурс] // Adoremus Bulletin. January 12, 2017. URL: https://adoremus.org/2017/01/12/ever-ancient-ever-new-implementing-musicam-sacram-today-part-ii/ (дата обращения: 15.02.2018).
9. Общее Наставление к Римскому Миссалу // Римский Миссал. Москва : Изд-во Францисканцев, 2011. С. 13—89.
10. Benofy S. The instruction Musicam Sacram after fifty years: rediscovering the principles of sacred music [Электронный ресурс] // Adoremus Bulletin. September 15, 2016. URL: https://adoremus.org/2016/09/15/instruction-musicam-sacram-fifty-years-rediscovering-principles-sacred-music/ (дата обращения: 15.02.2018).
11. Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2010. 904 с.
12. Фиденко Ю.Л. Национальные версии богослужения как основа формирования нового музыкального облика Мессы // Обсерватория культуры. 2014. № 6. С. 92—97.
13. Трубенок Е.А. Парафразирование сакральных тексто-музыкальных первоисточников в современной Римско-Католической Церкви (на примере гимна Te Deum) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 5. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 2 (14). С. 105—116.
14. Ефимова Н.И., Кан Ен Э. «Свое» и «чужое» в южнокорейской гимнографии: опыт осмысления условий музыкального сближения в формате «Восток-Запад» // Вестник Академии хорового искусства им. В.С. Попова. 2014. № 4. С. 44—66.
15. Rutler G.W. The Stories of Hymns: The History Behind 100 of Christianity’s Greatest Hymns. Irondale, Ala. : EWTN Publishing, 2016. 322 p.
16. Зосим О.Л. Сакральная поэзия и восточнославянская духовная песенность XVII–XVIII вв. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 5. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 2 (8). С. 41—51.
17. Субботская Н.Е. Аспекты исторической фонетики латинского языка в гимнах свт. Амвросия Медиоланского // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 3. Филология. 2010. Вып. 2 (20). С. 112—119.
18. Коробова А.Г. Современная теория музыкальных жанров и ее методологические аспекты // Музыковедение. 2008. Вып. 4. С. 2—6.
19. Сахаров П.Д. Перевод литургических текстов на русский язык в Католической Церкви латинского обряда [Электронный ресурс] // Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН : сайт. URL: http://www.ruslang.ru/doc/church-slav/06_saharov.pdf (дата обращения: 15.02.2018).
20. Фиденко Ю.Л. Музыкально-литургическая практика католических приходов азиатской части России на рубеже ХХ—XXI веков. Санкт-Петербург : Книжный Дом, 2015. 255 с.
Рецензия
Для цитирования:
Фиденко Ю.Л. ПЕСЕННЫЙ ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГИМН И ПУТИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. Обсерватория культуры. 2018;15(2):188-193. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-188-193
For citation:
Fidenko Yu.L. THE SONG LITURGICAL HYMN AND THE WAYS OF DEVELOPING THE GENRE IN THE MODERN PRACTICE OF THE ROMAN CATHOLIC CHURCH. Observatory of Culture. 2018;15(2):188-193. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-188-193