Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

ПЕСЕННЫЙ ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГИМН И ПУТИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-188-193

Полный текст:

Реферат

На Втором Ватиканском соборе (1962—1965) были сформулированы принципы активного участия прихожан в литургической и пастырской жизни Церкви. Введение в католическое богослужение совместного пения повлекло за собой значительное переосмысление культового репертуара. Одним их ведущих жанров коллективного исполнения в мессе стали гимны проприя, которые до сих пор не получили единого наименования в российской литургической практике. В связи со значительными изменениями, которые произошли в гимнографии в ХХ в., вводится понятие «песенный литургический гимн» — богослужебное песнопение на национальном языке для общинного исполнения в процессионных разделах реформированной мессы. Анализируются гимны современных композиторов Г. Гселя «Ты добрый Пастырь мой» и П. Бебенека «Слава Тебе, Господь», закрепившиеся в деятельности российских католических приходов.

В песенном литургическом гимне традиционные приметы церковных песнопений дополняются атрибутами светской культуры. С храмовой практикой новое гимнотворчество сближает неразрывная связь с церковной средой, подчиненность богослужебным задачам. Современные гимны стилистически дистанцируются от бытовой музыки, но вместе с тем вбирают некоторые атрибуты песенности. Подчеркивается, что жанровая доминанта церковных песнопений постоянна, она не меняется на протяжении веков. В песенном литургическом гимне новые условия исполнения влияют на переинтонирование жанрового наследия.

Второй Ватиканский собор положил начало движению интеграции и придал импульс расширению музыкальной лексики богослужения. Заметную роль в изменении современного репертуара сыграло официальное разрешение национальных идиом в церковной практике. Определение «песенный литургический гимн» отражает новую позицию Святого престола относительно непосредственного участия прихожан в мессе.

 

Об авторе

Юлия Леонидовна Фиденко
Дальневосточный государственный институт искусств
Россия

Юлия Леонидовна Фиденко, доктор искусствоведения, доцент. профессор кафедры истории музыки 

Петра Великого ул., д. 3а, Владивосток, 690090



Список литературы

1. Конституция «О Богослужении» // Второй Ватиканский Собор: Конституции. Декреты. Декларации. Брюссель : Жизнь с Богом, 1992. С. 79—117.

2. Schuler R.J. A Chronicle of the Reform: Catholic Music in the 20th Century // Cum Angelis Canere: Essays on Sacred Music and Pastoral Liturgy in Honour of Richard J. Schuler. St. Paul MN : Catholic Church Music Associates, 1990. Appendix—6. Р. 349—419.

3. Musicam Sacram. Instruction on music in the liturgy (5 March, 1967) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ewtn.com/library/curia/cdwmusic.htm (дата обращения: 15.02.2018).

4. Pawlak I. Muzika liturgiczna po soborze watykańskim II w świetle dokumentów kościoła. Lublin : Polihymnia, 2000. 470 c.

5. Dobszay L. The Bugnini-Liturgy and the Reform of the Reform / Transl. from the Hungarian. Church Music Association of America, 2010. 218 р.

6. Зосім О.Л. Духовна пісенність і сучасна богослужбова музика Римо-католицької церкви України і Росії: національне і конфесійне // Мистецтвознавчі записки: збірник наукових праць. Київ: Національна академія керівних кадрів культури і мистецтв. 2011. № 19. С. 233—240.

7. Кан Ен Э. Христианская гимнография в истории музыкальной культуры Республики Корея: опыт адаптации западной традиции : монография. Москва : Onebook.ru, 2015. 157 с.

8. Bartlett А. Ever ancient — ever new: implementing Musicam Sacram today. Part II: Progressive solemnity, Musicam Sacram’s plan for sung Liturgy in every parish [Электронный ресурс] // Adoremus Bulletin. January 12, 2017. URL: https://adoremus.org/2017/01/12/ever-ancient-ever-new-implementing-musicam-sacram-today-part-ii/ (дата обращения: 15.02.2018).

9. Общее Наставление к Римскому Миссалу // Римский Миссал. Москва : Изд-во Францисканцев, 2011. С. 13—89.

10. Benofy S. The instruction Musicam Sacram after fifty years: rediscovering the principles of sacred music [Электронный ресурс] // Adoremus Bulletin. September 15, 2016. URL: https://adoremus.org/2016/09/15/instruction-musicam-sacram-fifty-years-rediscovering-principles-sacred-music/ (дата обращения: 15.02.2018).

11. Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2010. 904 с.

12. Фиденко Ю.Л. Национальные версии богослужения как основа формирования нового музыкального облика Мессы // Обсерватория культуры. 2014. № 6. С. 92—97.

13. Трубенок Е.А. Парафразирование сакральных тексто-музыкальных первоисточников в современной Римско-Католической Церкви (на примере гимна Te Deum) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 5. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 2 (14). С. 105—116.

14. Ефимова Н.И., Кан Ен Э. «Свое» и «чужое» в южнокорейской гимнографии: опыт осмысления условий музыкального сближения в формате «Восток-Запад» // Вестник Академии хорового искусства им. В.С. Попова. 2014. № 4. С. 44—66.

15. Rutler G.W. The Stories of Hymns: The History Behind 100 of Christianity’s Greatest Hymns. Irondale, Ala. : EWTN Publishing, 2016. 322 p.

16. Зосим О.Л. Сакральная поэзия и восточнославянская духовная песенность XVII–XVIII вв. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 5. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 2 (8). С. 41—51.

17. Субботская Н.Е. Аспекты исторической фонетики латинского языка в гимнах свт. Амвросия Медиоланского // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 3. Филология. 2010. Вып. 2 (20). С. 112—119.

18. Коробова А.Г. Современная теория музыкальных жанров и ее методологические аспекты // Музыковедение. 2008. Вып. 4. С. 2—6.

19. Сахаров П.Д. Перевод литургических текстов на русский язык в Католической Церкви латинского обряда [Электронный ресурс] // Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН : сайт. URL: http://www.ruslang.ru/doc/church-slav/06_saharov.pdf (дата обращения: 15.02.2018).

20. Фиденко Ю.Л. Музыкально-литургическая практика католических приходов азиатской части России на рубеже ХХ—XXI веков. Санкт-Петербург : Книжный Дом, 2015. 255 с.


Для цитирования:


Фиденко Ю.Л. ПЕСЕННЫЙ ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГИМН И ПУТИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. Обсерватория культуры. 2018;15(2):188-193. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-188-193

For citation:


Fidenko Y.L. THE SONG LITURGICAL HYMN AND THE WAYS OF DEVELOPING THE GENRE IN THE MODERN PRACTICE OF THE ROMAN CATHOLIC CHURCH. Observatory of Culture. 2018;15(2):188-193. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-188-193

Просмотров: 107


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)