КОНТЕКСТ ТВОРЧЕСКОЙ СУДЬБЫ МАРИИ КНЕБЕЛЬ: УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-340-349
Реферат
Раскрываются основные особенности периодов творчества выдающегося режиссера и театрального педагога XX в. М.О. Кнебель, со дня рождения которой в мае 2018 г. исполнилось 120 лет. В исследовании применены историко-культурный, социокультурный и искусствоведческий методы. На основе систематизации и обобщения биографических сведений, а также анализа творческого пути в статье прослеживается становление М.О. Кнебель от актрисы второго плана до режиссера и театрального педагога. Актуальность исследования заключается в том, что М.О. Кнебель недооценена как личность, в которой гармонично сочетались актерские, режиссерские и педагогические интенции. Уделено внимание главному парадоксу творческого пути М.О. Кнебель, заключающемуся в понимании, что без опыта актрисы в эпизодических ролях она не пришла бы к режиссерскому и педагогическому пути. Все творческие достижения М.О. Кнебель возникли из ее не совсем удачной актерской карьеры. Поэтому в ходе исследования доказана взаимосвязь опыта М.О. Кнебель в качестве актрисы вторых ролей в Московском Художественном академическом театре и ее успешной реализацией режиссерских и педагогических стремлений. Для выявления скрытых пружин деятельности М.О. Кнебель внимание уделено контексту ее творчества: анализируется окружение — педагоги, коллеги, ученики. Подчеркнуто, что М.О. Кнебель была своего рода связующим звеном между театральными поколениями. Являясь пропагандистом учений великих К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко и продолжая традиции своих учителей, она воспитала целую плеяду выдающихся режиссеров. Таким образом, личность М.О. Кнебель, представленная в широком контексте, причислена, в свою очередь, к контекстуальному кругу для обобщения творчества новых режиссеров и актеров. В статье показан результат исследования, опровергающий представление о второстепенной культурной значимости актеров, не ставших знаменитыми и не получивших выдающегося признания, но сформировавшихся в великих педагогов и режиссеров, которые создали целую творческую школу.
Ключевые слова
Об авторе
Надежда Евгеньевна ВоронинаРоссия
аспирант 3 года обучения кафедры культурологии
Список литературы
1. Кнебель М.О. Вся жизнь. Москва : Всерос. театр. о-во, 1967. 587 с. URL: http://padaread.com/?book=72867&pg=1 (дата обращения: 15.02.2018).
2. Кнебель М.О. Школа режиссуры Немировича-Данченко. Москва : Искусство, 1960. 218 с.
3. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра : [О Московском Художественном театре] : Воспоминания, статьи, заметки, письма. Москва : Правда, 1989. 575 с.
4. Полякова Е.И. Станиславский. Москва : Искусство, 1977. 463 с.
5. Соловьева И.Н. Первая студия. Второй МХАТ : из практики театральных идей XX века. Москва : Новое литературное обозрение, 2016. 667 с.
6. Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным : статьи, очерки, портреты. [Москва] : [Искусство], [1971]. 488 с.
7. Попов А.Д. Творческое наследие : [в 3 т.]. Т. 1. Воспоминания и размышления о театре. Художественная целостность спектакля. Москва : Всерос. театр. о-во, 1979. 519 с.
8. Владимирова З.В. М.О. Кнебель. Москва : Искусство, 1991. 286 с.
9. Гоноболин Ф.Н. Психология. Москва : Просвещение, 1973. 240 с. URL: http://www.biografia.ru/about/psihologia.html (дата обращения: 15.02.2018).
10. Пивоварова Н.С. Мария Кнебель: жизнь без догмы [Электронный ресурс] // НГ Антракт : приложение к Независимой газете. 2008. 23 мая. URL: http://www.ng.ru/antrakt/2008-05-23/19_knebel.html (дата обращения: 15.02.2018).
11. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. Москва : ВАГРИУС, 2000. 570 с.
12. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. [2-е изд.]. Москва : Всерос. театр. о-во, 1984. 526 с.
13. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера : учеб. пособие. Москва : РАТИ-ГИТИС, 2009. 160 с.
14. Завадский Ю.А. Учителя и ученики. Москва : Искусство, 1975. 335 с.
15. Виноградская И.Н. Жизнь и творчество К.С. Станиславского : Летопись : в 4 т. 1863—1938. Москва : Всерос. театр. о-во, 1971.
16. Станиславский К.С. Работа актера над ролью // Собрание сочинений : в 8 т. Москва : Искусство, 1991. Т. 4. 399 с.
17. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. 3-е изд. Москва : Искусство, 1982. 119 с.
18. Марков П.А., Чушкин Н. Московский художественный театр. 1898—1948. Москва : Искусство, 1950. 118 с.
19. Розов В.С. Режиссер, которого я люблю // Театр Анатолия Эфроса : воспоминания, статьи / сост. М.Г. Зайонц. Москва : Артист. Режиссер. Театр, 2000. С. 31—50.
20. Злотникова Т.С. Часть мира… театр : очерки теории и истории театра. Ярославль : Изд-во Ярослав. гос. пед. ун-та, 2005. 340 с.
Рецензия
Для цитирования:
Воронина Н.Е. КОНТЕКСТ ТВОРЧЕСКОЙ СУДЬБЫ МАРИИ КНЕБЕЛЬ: УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ. Обсерватория культуры. 2018;15(3):340-349. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-340-349
For citation:
Voronina N.E. The Context of Maria Knebel’s Artistic Fate: Teachers and Students. Observatory of Culture. 2018;15(3):340-349. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-340-349