Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Антропология инклюзии: автономия или аутентичность?

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2014-0-4-9-16

Реферат

Проведен философский анализ социально­конструкционистского обоснования инклюзии и социальной модели инвалидности. В его рамках рассматривается понятие психологического сопровождения участников инклюзивного образования. Инструментом анализа является предложенное Г.П. Мейнингером понятие нормативной антропологии как структурирующей перспективы оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья. В результате исследования принимается вывод Г.П. Мейнингера о неадекватности нормативной антропологии инклюзии, исходящей из идеала автономной личности, вне зависимости от принимаемой модели включения лиц с ограничениями здоровья - социальной (инклюзия) или индивидуальной (интеграция), подтверждается необходимость структурирующей перспективы помощи (как нормативной антропологии), исходящей из идеала аутентичности. Подчеркивается важность учета воплощенного и культурного характера человеческого существования при построении нормативной антропологии инклюзии и психологического сопровождения ее участников.

Об авторе

Алексей Юрьевич Шеманов
Институт проблем инклюзивного образования Московского городского психологопедагогического университета
Россия


Список литературы

1. Конвенция о правах инвалидов // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml

2. Paliocosta P., Blandford S. Inclusion in school: a policy, ideology or lived experience? Similar findings in diverse school cultures // Support for Learning. - 2010. - Vol. 25. - № 4.

3. «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273ФЗ // Рос. газ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html

4. Тhe social inclusion agenda // Social Inclusion [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandora.nla.gov.au/pan/142909/201309201300/www.socialinclusion.gov.au/index.html

5. Шеманов А.Ю. Другой как «неспособный»: социальный конструктивизм vs. медикализация // Культурологический журнал. 2012. № 1 (7) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.crjournal.ru/rus/journals/112.html&j_id=9

6. Бурдьё П. О символической власти // П. Бурдьё. Социология социального пространства. - М.; СПб., 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3052

7. Goodley D., Runswick-C.K. Len Barton, inclusion and critical disability studies: theorising disabled childhoods // International Studies in Sociology of Education. - 2010. - Vol. 20. - № 4.

8. Иттерстад Г. Инклюзия - что означает это понятие, и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? //Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3.

9. HickeyMoody A. «Turning away» from intellectual disability: methods of practice, methods of thought //Critical Studies in Education. - 2003. - Vol. 44. - № 1, May.

10. Slee R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda // International Studies in Sociology of Education. - 2008. - Vol. 18. - № 2.

11. Meininger H.P. Authenticity in Community // Journal of Religion, Disability & Health. - 2011. - Vol. 5. - № 2.

12. Иоанн (Зизиулас), митроп. Бытие как общение: очерки о личности и Церкви. - М., 2006.

13. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - № 1.

14. Taylor Ch. The ethics of authenticity. - Cambridge (Mass.); London, 1991.

15. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. - М., 1995.

16. Черняк Л.С. Вечность и время. - СПб., 2013.

17. Дикон Р.А. Производство субъективности // Логос. - 2008. - № 2 (65).

18. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: введение в феноменологическую философию. - СПб., 2004.

19. Попова Н.Т., Попова Е.А. Развитие индивидуальной выразительности актера с ограниченными возможностями здоровья в групповом театральном тренинге: синтез эстетических и реабилитационных задач // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: сб. науч. ст. - М., 2013.


Рецензия

Для цитирования:


Шеманов А.Ю. Антропология инклюзии: автономия или аутентичность? Обсерватория культуры. 2014;(4):9-16. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2014-0-4-9-16

For citation:


Shemanov A.Yu. Anthropology of Inclusion: Autonomy or Authenticity? Observatory of Culture. 2014;(4):9-16. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2014-0-4-9-16

Просмотров: 1014


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)