ОПЕРА И «РЕЖИССЕРСКИЙ» ТЕАТР XXI ВЕКА
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-272-281
Реферат
В статье поднимаются вопросы взаимоотношений современной режиссуры и музыкального текста оперы. Автор предлагает для рассмотрения три основные формы диалога: режиссёр и композитор, режиссёр и зритель, режиссёр и актёр. В статье высказывается мнение, что в процессе взаимодействия режиссёра и оперного текста возник ряд мифов, которые мешают развитию данного процесса и обусловливают конфликтные ситуации при анализе конечных результатов. К такого рода мифам автор относит представление о режиссёре-концептуалисте как разрушителе композиторского замысла, о безусловности определения этого замысла и о так называемой «обратной логике» в музыкальном театре. Рассматривая функционирование каждого из этих мифов на конкретных примерах, автор приходит к выводу о необходимости их «развенчания» для дальнейшего успешного развития музыкального театра. С данной позиции в статье анализируются фрагменты из опер русских и зарубежных композиторов и их сценическое воплощение. В диалоге «режиссёр – зритель» определяются два основных пути взаимодействия участников: театр как форма эскапизма и театр как «катализатор» интеллекта. Автор подчёркивает необходимость существования обоих путей и возможности выбора для зрителя. Наиболее положительными для современного театра автор считает взаимоотношения режиссёра и актёра, которые привели к появлению нового типа исполнителя на современной оперной сцене: певца-артиста, в полной мере владеющего актёрской техникой. В статье делается вывод о неоднозначной, но достаточно перспективной и позитивной ситуации в современном музыкальном театре, обусловливающей дальнейшие пути развития жанра.
Об авторе
Марина Яковлевна КуклинскаяРоссия
Преподаватель ГБПОУ г.Москвы Колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П.Вишневской. Кандидат искусствоведения.
Список литературы
1. Fischer-Lichte E. Ästhetik des Performativen. Frankfurt am Main : Suhrkamp Verlag, 2004. 378 S.
2. Димитрин Ю. Опера на операционном столе [Электронный ресурс] // OperaNews : Все об опере в России и за рубежом. URL: http://www.operanews.ru/13092209.html (дата обращения: 03.04.2018).
3. Парин А. Пафос — основное отличие старорежимного театра от нового : интервью / М. Трокай [Электронный ресурс] // Звезда. URL: http://zvzda.ru/interviews/12f5ff76eb29 (дата обращения 03.04.2018).
4. Бирюкова Е. Три героя моего времени. Москва : Галерея, 2018. 416 с.
5. Hermann M. Bühne und Drama // Vossische Zeitung. 1918. 30 Juli.
6. Fischer-Lichte E. Semiotik des Theaters : in 3 Bände. Tübingen : Narr, 1983. 255 S.
7. Bentley E. The Life of the Drama. New York : Atheneum, 1967. 205 p.
8. Лотман Ю. Структура художественного текста. Санкт-Петербург : Искусство—СПб, 1988, 285 с.
9. Сабинина М. Взаимодействие музыкального и драматического театров в XX веке. Москва : Композитор, 2003. 327 с.
10. Куклинская М. Музыкальный спектакль как предмет музыкознания // Южнороссийский музыкальный альманах. 2018. № 1. С. 67—72.
11. Вагнер Р. Моя жизнь. Мемуары : в 4 т. Санкт-Петербург : Грядущий день, 1911. Т. 4. 553 с.
12. Асафьев Б. Избранные труды : в 5 т. Москва : Изд-во Академии наук, 1957. Т. 5. 388 с.
13. Станиславский — реформатор оперного искусства : материалы, документы / сост. Г.В. Кристи, О.С. Соболевская. Москва : Музыка, 1988. 366 с.
14. Чепинога А. Действенная интонация в режиссуре и мастерстве актера музыкального театра : дисс. … канд. искусствовед. Москва, 2011. 145 с.
15. Акулов Е. Оперная музыка и сценическое действие. Москва : Кабинетный ученый, 2016. 388 с.
16. Покровский Б. Об оперной режиссуре. Москва : ВТО, 1973. 308 с.
17. Покровский Б. Размышления об опере. Москва : Сов. композитор, 1979. 279 с.
18. Кривоногова Е. Типология оперной режиссуры: театроведческий аспект // Театр. Живопись. Кино : альманах. 2017. № 2. С. 31—50.
19. Богатырев В. Режиссура в опере и психотехника певца // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 10 (59). С. 284—290.
20. Кузнецов Н. О мастерстве оперного артиста. Москва : Открытая сцена, 2011. 225 с.
Рецензия
Для цитирования:
Куклинская М.Я. ОПЕРА И «РЕЖИССЕРСКИЙ» ТЕАТР XXI ВЕКА. Обсерватория культуры. 2018;15(3):272-281. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-272-281
For citation:
Kuklinskaya M.Y. Opera and “Director’s” Theatre of the 21st Century. Observatory of Culture. 2018;15(3):272-281. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-272-281