Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

ХРАМ ЛАШКЕНДАР И АБХАЗО-АЛАНСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-298-308

Полный текст:

Реферат

Исследуются абхазо-аланские культурные контакты на примере анализа памятников архитектурной пластики этих народов. Новизна исследования определяется выделением архитектурной пластики в качестве культурного маркера абхазов и алан для периода VIII—X веков. Данная постановка вопроса актуальна прежде всего для изучения материальной культуры этносов, проживавших в непосредственной близости от маршрута пролегания Великого шелкового пути, который рассматривается как мощный катализатор культурного обмена между многочисленными племенами и народами, обладавшими самобытными и разнообразными художественными навыками. Проведено сопоставление ряда артефактов: фрагментов алтарной преграды из Анакопии (Республика Абхазия, Новый Афон) и фрагментов алтарной преграды Ильичевского городища (Краснодарский край, Отрадненский район), что позволяет автору констатировать наличие общих орнаментальных схем в монументальном искусстве этих народов в период, предшествующий времени XIII—XIV веков. Проанализированы орнаменты и зооморфные изображения «зверей в геральдической позе» из храма на горе Лашкендар (Республика Абхазия, Ткуарчалский район) и собаки из аланской гробницы Кяфарского городища (Карачаево-Черкесия, Зеленчукский район), что дает дополнительные аргументы в пользу идентификации животных. Автор исследует образную систему аланской гробницы, чтобы определить семантику изображения собаки в декоре христианского храма, и приходит к выводу о том, что символика образа собаки связана с дохристианскими верованиями (в частности зороастрийского толка). Подчеркивается плодотворность изучения алано-абхазских контактов на примере архитектурной пластики: становится возможным идентифицировать некоторые изображения и уточнить их датировку. Автором предложен вариант идентификации рельефа с горы Лашкендар, определено место этого уникального памятника в ходе формирования самобытной художественной культуры Абхазского царства; отмечены разнородные влияния на этот процесс, исходившие как с территорий различных регионов Византийской империи (Константинополь, Каппадокия и др.), так и Закавказья (Армения, Грузия). Абхазо-аланский пласт культурных контактов выделен особо.

Об авторе

Екатерина Юрьевна Ендольцева
Институт Востоковедения РАН
Россия
отдел Сравнительного культуроведения, старший научный сотрудник


Список литературы

1. Ендольцева Е.Ю. Абхазо-аланские культурные контакты на примере архитектурной пластики: перспективы исследования // Историко-культурное наследие Великого шелкового пути и продвижение туристских дестинаций на Северном Кавказе : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (04—05 окт. 2016). Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2016. С. 156—159.

2. Кузнецов В.А. Новый труд по истории Абхазского царства VIII—XI веков: (к истории алано-абхазских взаимоотношений) // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа : [сборник]. Вып. XI. Археология, краеведение, музееведение. Москва : Памятники ист. мысли, 2013. С. 285—289.

3. Искусство Абхазского царства VIII—XI веков: христианские памятники Анакопийской крепости / отв. ред. и сост. Е.Ю. Ендольцева. Санкт-Петербург : Изд-во РХГА, 2011. 272 c. (Серия «Archaeologia Varia»).

4. Воронов Ю.Н., Бгажба О.Х. Главная крепость Апсилии. Сухуми : Алашара, 1988. 97 с.

5. Ложкин М.Н. Новые памятники средневековой архитектуры в Краснодарском крае // Советская археология. 1973. № 4. С. 270—277.

6. Ложкин М.Н. Аланы на Урупе: (археологический очерк) // Вопросы археологии и этнографии Северной Осетии. Орджоникидзе, 1984. С. 29—61. 113 c.

7. Шмерлинг Р.О. Малые формы в архитектуре средневековой Грузии. Тбилиси : Изд-во АН ГССР, 1962. 113 с.

8. Белецкий Д.В., Виноградов А.Ю. Бомборский храм — «купольный зал» и царский заказ // Новейшие открытия в археологии Северного Кавказа: исследования и интерпретации : XXVII Крупновские чтения : материалы Междунар. науч. конф. Махачкала, 23—28 апр. 2012. Махачкала, 2012. С. 271—273.

9. Кузнецов В.А. Дургулель Великий и Нижний Архыз // Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа : [сб. ст.] / [ ред. и сост. В.Х. Тменов]. Орджоникидзе : СОНИИ ИФЭ, 1988. С. 76—92.

10. Воронов Ю.Н. Аланы в Абхазии // Вопросы иранистики и алановедения: научная конференция, посвященная 90-летию В.И. Абаева. Владикавказ, 18—20 окт. 1990 г. Владикавказ, 1990. С. 51—53.

11. Аржанцева И.А., Албегова З.Х. Культовые камни Кяфарского городища (еще раз о религиозном дуализме алан) // Древности Северного Кавказа. Москва : Институт археологии РАН, 1999. С. 183—201.

12. Биджиев Х.Х. Исследование средневековых поселений Карачаево-Черкесии и степного предкавказья в 1985—1986 гг. // Вопросы археологии и средневековой истории Карачаево-Черкесии : сб. науч. тр. / [отв. ред. Е.П. Алексеева]. Черкесск : КЧНИИ, 1989. С. 6—46.

13. Трапш М.М. Труды. В 4 т. Т. 4. Материалы по археологии средневековой Абхазии. Сухуми : Алашара, 1975. 258 с.

14. Воронов Ю.Н. Археологические древности и памятники Абхазии (V—XIV вв.) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2002. Вып. 12. С. 334—362.

15. Джопуа А.И., Скаков А.Ю. К вопросу о датировке Лашкендарского храма и рельефа с барсами // Первые международные Инал-Иповские чтения (Сухум, 9—12 окт. 2007 г.). Сухум : Дом печати, 2011. С. 362—363.

16. Армарчук Е.А. Христианский храм на горе Сахарная головка под Адлером: планировка и строительные особенности // Архитектура Византии и древней Руси IX — XII веков : тр. ГЭ Вып. LIII. Санкт-Петербург, 2010. С. 185—189.

17. Виноградов А.Ю., Белецкий Д.В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII—X вв. Москва : Индрик, 2015. 371 с.

18. Khroushkova L. Les monuments chrétiens de la cote orientale de la mer Noire : Abkhazie : IV— XIV siécles. Turnhout : Brepols Publishers, 2006. 340 p. (Bibliotheque de l’Antiquite. Tardive 9).

19. Скаков А.Ю. Об одной из групп кобано-колхидских орнаментированных топоров // Историко-археологический альманах (Армавирский краеведческий музей). Вып. 4. 1998. С. 12—24.

20. Волков А. Код Средневековья. Загадки романских мастеров. Москва, 2013. 447 с.

21. Охонько Н.А. Семантика изображений аланской гробницы XI в. Кяфарского городища // Аланская гробница XI в. : сб. статей. Ставрополь : АРС-дизайн, 1994. С. 3—35.

22. Ендольцева Е.Ю., Виноградов А.Ю. Разные интерпретации одного сюжета в средневековом христианском изобразительном искусстве // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2016. № 6. С. 90—97.

23. Латышев В.В. К истории христианства на Кавказе. Греческие надписи из Ново-Афонского монастыря // Сборник археологических статей, поднесенных графу А.А. Бобринскому. Санкт-Петербург, 1911. С. 169—198.

24. Ендольцева Е.Ю. Западное Закавказье и Каппадокия: некоторые иконографические параллели в период Македонской династии // Российская археология. № 3. 2012. С. 109—115.

25. Grabar A. Sculptures byzantines du Moyen Age. II. (XI—XIV siécle). Paris : A. et J. Picard, 1976. 166 p.

26. Grabar A. Sculptures byzantines de Constantinople (IV—X siécle). Paris : Maisonneuve, 1963. 139 p.

27. Dennert M. Mittelbyzantinische Kapitelle. Studien zu Typologie und Chronologie/ M. Dennert. Bonn : Habelt, 1997. 232 S.


Для цитирования:


Ендольцева Е.Ю. ХРАМ ЛАШКЕНДАР И АБХАЗО-АЛАНСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Обсерватория культуры. 2018;15(3):298-308. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-298-308

For citation:


Endoltseva E.Y. The Lashkendar Church and the Alan-Abkhazian Cultural Contacts: Prospects of Studying. Observatory of Culture. 2018;15(3):298-308. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-298-308

Просмотров: 182


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)