«ПОРТАЛ» В ПРОШЛОЕ: ПРИЕМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ПЕРЕДАЧИ ПРОСТРАНСТВА В ВЕНЕЦИАНСКОЙ МИНИАТЮРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-309-320
Реферат
В статье исследуется оформление книги второй половины XV в., выполнявшееся в художественных мастерских Венеции и Падуи. Определены и показаны основные этапы развития принципов изображения пространства в живописном оформлении рукописных и печатных книг. Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что она долгое время находилась на периферии исследовательского внимания, заслоненная другими историко-художественными проблемами. Научная новизна состоит в том, что обращение к ней позволяет проследить становление способов построения пространственной композиции и сложение новой типологии изображенного пейзажа в венецианском искусстве. В качестве основного исследовательского метода используются приемы формально-стилевого и структурного анализа. Их применение дает возможность показать, как одновременно с изменением структуры оформляемого листа в распоряжении художника-миниатюриста появлялись новые возможности для размещения пространственной композиции. На раннем этапе поверхность листа занимало изображение архитектурного мотива в форме триумфальной арки или классического алтаря с нанесенным на него текстом. Со временем оно заполняет весь лист целиком и получает облик фасада с размещенным на лицевой плоскости фрагментом текста и орнаментальными мотивами (т. н. архитектурный фронтиспис). В ходе последующего развития на декорируемом листе появляется изображение природы, со временем получающее вид законченной пейзажной композиции, как в произведениях книжной иллюстрации ведущего венецианского мастера рубежа XV—XVI вв. Бенедетто Бордона. Проанализированы разные типы художественного оформления листа, содержащие изображение пейзажа, рассмотрены его основные иконографические мотивы. Основной интерес исследования состоит в том, что оно показывает истоки тех художественных идей, которые в XVI в. сыграли основополагающую роль в сложении нового жанра мифологической картины, в который перешли характерные для книжных иллюстраций композиционные и стилистические приемы.
Ключевые слова
Об авторе
Евгений Валерьевич ЯйленкоРоссия
факультет искусств, кафедра семиотики и общей теории искусства, доцент
Список литературы
1. Шидловская Е.B. Тема all’antica в искусстве итальянской книжной миниатюры Кватроченто // Искусствознание. 2012. № 1—2. С. 189—222.
2. Canova G.M. Illuminated Miniatures — Vehicles for Antiquity // In the Light of Apollo. Italian Renaissance and the Greece / M. Gregori (ed.). Athens : Silvana Editoriale, 2003. P. 258—260.
3. Toniolo F. The Art of the Book. Manutius and the Illustrated Book in Venice between the Fifteenth and Sixteenth Centuries // Aldo Manuzio. Renaissance in Venice. Venice : Marsilio, 2016. P. 91—105.
4. Ротенберг Е.И. Станковая картина итальянского Кватроченто. Мантенья // Искусствознание. 2004. № 2. С. 5—64.
5. Fortini Brown P. Venice and the Antiquity. The Venetian Sense of the Past. New Haven and London : Yale University Press, 1996. 361 p.
6. Schröter E. Eine unveröffentliche Sueton-Handschrift in Göttingen aus dem Atelier des Bartolomeo Sanvito // Jahrbuch der Berliner Museen. 1987/1988. Vol. 29/30. S. 71—121.
7. Signorini M. A script of Bartolomeo Sanvito // Getty Research Journal. 2011. №. 3. P. 151—161.
8. Brown D.A. Leonardo da Vinci. Origins of a Genius. New Haven and London : Yale University Press, 1998. 248 p.
9. Joost-Gaugier C.L. A Pair of Miniatures by a Panel Painter: The Earliest Works of Giovanni Bellini? // Paragone Arte, 1979. № 357. P. 48—71.
10. Righetti M. Indagini su Gerolamo da Cremona miniatore // Arte. Lombarda. 1974. Vol. 19. P. 32—42.
11. Winter, De P.M. Girolamo da Cremona // The Dictionary of Art / Ed. J. Turner. New York : Grove, 1996. Vol. 12. P. 733—735.
12. Fumians S. Due codici veneti poco noti nella biblioteca di Federico da Montefeltro // Arte veneta. 2002. № 59. P. 22—38.
13. Вельчинская И.Л. К вопросу о пространственной среде Яна ван Эйка // Вопросы искусствознания. 1996. Т. 8, № 1. С. 236—250.
14. Bollati M. Bordon, Benedetto // The Dictionary of Art / Ed. J. Turner. New York : Grove, 1996. Vol. 4. P. 397—398.
15. Massing J.M. “The Triumph of Caesar” by Benedetto Bordon and Jacobus Argentoratensis. Its Iconography and Influence // Print Quarterly. 1990. № 7. P. 2—21.
16. Чечик Л.А. Репрезентация Иерусалима в венецианской живописи Раннего Возрождения // Искусствознание. 2013. № 3—4. С. 317—335.
17. Armstrong L. Benedetto Bordon, Miniator, and Cartographer in Early Sixteenth-Century Venice // Imago Mundi. 1996. № 48. P. 65—92.
18. Золотова Е.Ю. Миниатюры мастерской Бенедетто Бордона в собраниях Москвы // Культура, эпохи и стиль: классическое искусство Запада : сб. статей в честь 70-летия докт. искусствоведения, проф. М.И. Свидерской. Москва : Галарт, 2010. С. 248—259.
19. Armstrong L. The Master of the Rimini Ovid // A Miniaturist and Woodcut Designer in Renaissance Venice // Print Quarterly. 1993. Vol. 10, № 4. P. 327—363.
20. Донин А.Н. Пространство и время в пейзажных акварелях Дюрера // Искусствознание. 2005. № 2. С. 54—65.
Рецензия
Для цитирования:
Яйленко Е.В. «ПОРТАЛ» В ПРОШЛОЕ: ПРИЕМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ПЕРЕДАЧИ ПРОСТРАНСТВА В ВЕНЕЦИАНСКОЙ МИНИАТЮРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Обсерватория культуры. 2018;15(3):309-320. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-309-320
For citation:
Yaylenko E.V. Portal to the Past: Depiction of Space in the Book Miniatures in the Renaissance Venice. Observatory of Culture. 2018;15(3):309-320. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-309-320