СИСТЕМА МИКРОГРАФИКИ И ВИЗУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА «НОВОЙ ВОЛНЫ»: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-290-297
Реферат
Статья посвящена исследованию принципов микрографики в художественном пространстве и графическом дизайне ХХ века. Микрографика, охарактеризованная как художественный феномен, рассматривается в качестве важного элемента изобразительного искусства и графики. Речь идет об изучении микрографических принципов, которые можно считать важной составляющей изобразительной системы. В то же время микрографические элементы определяют специфику современного дизайна — их можно обнаружить и в рамках визуальной системы «новой волны», и в изобразительной программе графического дизайна. Отмечается, что микрографические принципы являются распространенным явлением в изобразительных системах на протяжении всего XX столетия, определяют облик художественных течений и дизайна. Уделено внимание типографике и визуальной практике «новой волны» — важнейшему направлению графического дизайна второй половины XX в., центральному феномену современного дизайна, чья специфика оказала значительное влияние на развитие графического дизайна в целом. Микрографические приемы имели формообразующее значение для явления «новой волны». Исследуются основные формы микрографики. Предпринята попытка определения этого художественного приема. Предложена характеристика изобразительных параметров «новой волны». Микрографика рассматривается как форма, востребованная в современном художественном пространстве, и как система, оказавшая заметное влияние на становление и развитие дизайна ХХ века.
Ключевые слова
Список литературы
1. Гринберг К. Авангард и китч // Художественный журнал. 2005. № 60. С. 47—54.
2. Фостер Х., Краусс Р., Буа И и др. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. Москва : Ad Marginem, 2015. 816 с.
3. Васильева Е.В. Дюссельдорфская школа фото¬графии: социальное и мифологическое // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2016. № 3. С. 26—37.
4. Васильева Е.В. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 4 (25). С. 72—80.
5. Сарабьянов Д.В., Автономова Н.Б. Василий Кандинский. Москва : Галарт, 1994. 238 с.
6. Филонов и его школа = Filonov und seine Schule : альбом на русском и немецком языке / сост.: Е. Петрова, Ю. Хартен. Кельн ; Москва : Du Mont Buchverlag, 1990. 344 с.
7. Varnedoe K., Karmel P. Jackson Pollock : Essays, Chronology, and Bibliography. New York : The Museum of Modern Art, 1998. 336 p.
8. Васильева Е.В. Сьюзан Зонтаг о фотографии: идея красоты и проблема нормы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2014. № 3. С. 64—80.
9. Ващук О.А. Швейцарская школа графического дизайна. Становление и развитие интернационального стиля типографики. Санкт-Петербург, 2013. 267 с.
10. Осминкин Р.С. Политики раннесоветского авангарда: от «беспредметности» к «жизнестроению» // Вестник культуры и искусств. 2016. № 4 (48). С. 111—117.
11. Jameson F. Postmodernism or the Cultural Logic of Late Capitalism. Durham : Duke University Press, 1991. 438 p.
12. Lyotard J.-F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. Minneapolis : University of Minnesota Press, 1984. 144 p.
13. Weingart W. My Way to Typography. Baden : Lars Müller Publishers, 2000. 520 p.
14. Carter R. American Typography Today. New York : Van Nostrand Reinhold, 1989. 230 p.
15. Jubert R. Niklaus Troxler — Designer & Design. Paris : Pyramyd, 2007. 256 p.
16. Fiell C., Fiell P. Graphic Design for the 21st Century : 100 of the World’s Best Graphic Designers. Köln : Taschen, 2003. 637 p.
17. Luyken G. Hannah Höch. Ostfildern : Hatje Cantz Verlag, 2004. 132 S.
18. Васильева Е.В. Музыкальная форма и фотография: система языка и структура смысла // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2015. № 4. С. 28—41.
19. Васильева Е.В. Идея знака и принцип обмена в поле фотографии и системе языка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2016. № 1. С. 4—33.
20. Thom M., Carson D. Ortlos: Architecture of the Networks. Berlin ; Stuttgart : Hatje Cantz Publishers, 2005. 236 p.
Рецензия
Для цитирования:
Бу И. СИСТЕМА МИКРОГРАФИКИ И ВИЗУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА «НОВОЙ ВОЛНЫ»: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА. Обсерватория культуры. 2018;15(3):290-297. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-290-297
For citation:
Bu Y. System of Micrographics and the Visual Practice of the “New Wave”: To the Defi nition of the Principles of Contemporary Design. Observatory of Culture. 2018;15(3):290-297. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-290-297