Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Для кого писал А.П. Чехов? Истинное и ложное в актуализации классики

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-4-502-511

Реферат

Представление об актуальности классической литературы и ее адекватности современным идеологическим запросам давно и прочно укоренилось как в массовом, так и в научном сознании. Насколько это представление точно? Не навязывают ли современные интерпретаторы классическим произведениям те смыслы, которых тексты объективно не содержат? Методологически продуктивными будут отрицательные ответы на поставленные вопросы. Научная трактовка предполагает осознание социокультурной и языковой дистанции между исследователем и объектом изучения. Следствием нарушения этой дистанции является разбираемая в статье ложная актуализация, ведущая к аберрациям восприятия и анализа текстов классической литературы вообще и чеховского наследия (рассмотренного в качестве показательного иллюстративного материала) в частности. Актуализация является своего рода предварительной концепцией, предшествующей трактовке текста. Разбор интерпретаций чеховского мировоззрения и творчества (осуществленный М.М. Дунаевым, В.Д. Днепровым, Д.Л. Быковым) демонстрирует неадекватность результатов подобных трактовок. Характерно, что М.М. Дунаев и В.Д. Днепров, доказывая диаметрально противоположные точки зрения (о православном и атеистическом характере чеховского творчества), оперируют схожим набором научно некорректных допущений: вырванными из контекста цитатами, неразличением автора и рассказчика и т. п. Кроме того, с утверждениями о созвучии чеховского творчества культурному контексту конца XX — начала XXI в. диссонирует сложная история реальных взаимоотношений писателя с читающей публикой его времени. Существует много доказательств того, что А.П. Чехов как минимум дважды переживал в жизни чувство потери связи с читателем-современником. Это подтверждается письмами и воспоминаниями очевидцев соответствующих периодов (конца 1880-х и начала 1900-х гг.). Кризисы свидетельствуют о сознательной ориентации писателя на запросы читателей-современников. А.П. Чехов писал для людей эпохи, язык которой необходимо изучать современным читателям и интерпретаторам. Это единственное условие адекватности трактовок, несоблюдение которого и приводит к ошибочной актуализации классического наследия.

Об авторе

Виктор Сергеевич Зайцев
Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля
Россия
ведущий научный сотрудник, Дом-музей А.П. Чехова
Трубниковский пер., д. 17, стр. 1, Москва, 121069, Россия

кандидат культурологи



Список литературы

1. Гаспаров М.Л. Записи и выписки. Москва : Новое литературное обозрение, 2001. 416 с.

2. Степанов А.Д. Вступительное слово на защите докторской диссертации // Чеховский вестник. 2005. № 16. С. 27—36.

3. Пеньковский А.Б. Об «антипоэтическом характере» Онегина, или Как читать Пушкина // Исследования поэтического языка пушкинской эпохи. Москва : Знак, 2012. С. 46—74.

4. Классика и современность / под ред. П.А. Николаева, В.Е. Хализева. Москва : МГУ, 1991. 256 с.

5. Нагибин Ю.М. Наш современник — Чехов // Время жить : [сборник]. Москва : Современник, 1987. С. 308—314.

6. Днепров В.Д. С единой точки зрения : литературно-эстетические очерки. Ленинград : Советский писатель, 1989. 376 с.

7. Белова Л.А. Антон Чехов — наш современник // Россияне. 1995. № 11—12. С. 109.

8. Канноне С. Наш современник Антон Чехов // Прямые инвестиции. 2010. № 3. С. 100—101.

9. Халин С.М. Гоголь — наш современник // Ценности и смыслы. 2009. № 2. С. 144—160.

10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва : Искусство, 1986. 446 с.

11. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Ленинград : Просвещение, 1983. 416 с.

12. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 704 с.

13. Бушканец Л.Е. «Он между нами жил…». А.П. Чехов и русское общество конца XIX — начала XX века. Казань : Казанский университет, 2012. 756 с.

14. Быков Д.Л. Два Чехова // Дружба народов. 2010. № 3. С. 189—197.

15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Санкт-Петербург ; Москва, 1907. Т. 3. 893 с.

16. Частотный грамматико-семантический словарь языка художественных произведений А.П. Чехова / О.В. Кукушкина, Е.В. Суровцева, Л.В. Лапонина, Д.Ю. Рюдигер ; под общ. ред. А.А. Поликарпова. Москва : МАКС Пресс, 2012. 571 с.

17. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Москва : Издат. совет Рус. православной церкви, 2003. 1056 с.

18. А.П. Чехов: pro et contra / сост. И.Н. Сухих. Санкт-Петербург : Изд-во Рус. христиан. гуманит. ин-та, 2002. 1072 с.

19. Кожинов В.В. Зачем изучать литературное произведение? // Контекст-1973. Москва : Наука, 1974. С. 176—195.

20. А.П. Чехов в воспоминаниях современников [сборник] / [подгот. текста и примеч. Н.И. Гитович, И.В. Федорова]. [Москва] : Гослитиздат, 1960. 834 с.

21. Аверинцев А.А. Похвальное слово филологии // Юность. 1969. № 1. С. 98—102.


Рецензия

Для цитирования:


Зайцев В.С. Для кого писал А.П. Чехов? Истинное и ложное в актуализации классики. Обсерватория культуры. 2018;15(4):502-511. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-4-502-511

For citation:


Zaitsev V.S. Whom Did Anton Chekhov Write For? The False and Truth in Classics Actualization. Observatory of Culture. 2018;15(4):502-511. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-4-502-511

Просмотров: 858


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)