Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Постмодернистские приемы в популярной музыке начала XXI века

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-196-207

Реферат

Статья посвящена проблеме функционирования постмодернистских приемов в современной эстрадной музыке. Авторы анализируют наиболее яркие из них на материале ряда отобранных произведений. Актуальность данной работы обусловлена отсутствием обстоятельных исследований, посвященных проблеме постмодерна в современной популярной музыке, при том что в современной парадигме гуманитарного знания постмодернизм как явление культуры становится перспективным научным направлением. Статья начинает процесс системного осмысления и анализа ситуации на эстраде, что определяет ее научную новизну. На примере популярной эстрадной музыки показано, что несмотря на кризис культуры, обусловленный наступлением эпохи постмодерна, любое переходное состояние является толчком к поиску и обретению новой эстетики. Рассмотрены теоретические аспекты постмодернистского дискурса, касающиеся тех приемов, которые попадают в поле зрения исследователей (интертекст, мета-поле, симулякр, деконструкция, S-код и др.). Опираясь на мнение известных ученых, авторы вводят необходимый для последующего анализа темы понятийный аппарат. Приведены и проанализированы некоторые наиболее характерные приемы постмодернистской стилистики в музыкальных произведениях популярных западных и отечественных исполнителей (Э. Мертон, групп Baha Men, Maroon 5; Ф. Киркорова, А. Воробьева, Л. Имангуловой и Т. Шаманиной). Отмечены случаи интертекстуальных отсылок и особенности их работы во вновь создаваемых музыкальных произведениях, а также такие приемы, как мэшап, ремейк и другие. Таким образом, данная работа до некоторой степени восполняет пробел в исследовании проблемы постмодерна в современной популярной музыке.

Об авторах

Ирина Ивановна Матвеева
Московский городской педагогический университет, Институт гуманитарных наук
Россия

кафедра русской литературы,
доцент

2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 3, Москва, 129226, Россия

кандидат филологических наук, доцент

ORCID 0000-0003-3529-3459; SPIN 3785-2760



Ольга Владимировна Юркина
Московский городской педагогический университет, Институт культуры и искусств
Россия

кафедра музыкального искусства,
магистрант

Марии Ульяновой ул., д. 21, Москва, 119331, Россия

ORCID 0000-0003-2006-2471; SPIN 6330-0746



Список литературы

1. Каган М.С. Проблема постмодернизма в современной культуре // Искусство на рубежах веков : материалы междунар. науч. конф. Ростов-на-Дону, 1999. С. 68—75.

2. Цукер А.М. Отечественная массовая музыка : 1960—1990. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 2012. 256 с.

3. Гуляницкая Н.С. Методы науки о музыке : [исследование]. Москва : Музыка, 2015. 256 с.

4. Дианова В.М. Постмодернистские концепты как познавательные стратегии // Вестник ассоциации философских факультетов и отделений. 2016. № 1 (7). С. 5—16.

5. Маньковская Н.Б. Постмодернизм в эстетике // Философская антропология. 2018. Т. 4. № 1. С. 192—230.

6. Лианская Е.Я. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма. Дис. ... канд. искусствоведения : Нижний Новгород : Нижегородская гос. консерватория им. М.И. Глинки. 2003. 216 с.

7. Савенко С.И. Фантом постмодернизма // Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Сб. 51. Русская музыка : рубежи истории : материалы междунар. науч. конф. Москва : Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2005. С. 7—16.

8. Савенко С.И. Постмодернизм: между элитой и массами // Искусство ХХ века: элита и массы : сб. статей / сост. и ред. : Б. Гецелев, Т. Сиднева. Нижний Новгород : Нижегородская гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2004. С. 43—50.

9. Анохина С.В. Полистилистика как проявление пост­модернизма в музыке // Теория и практика общественного развития. 2009. Вып. 1. С. 107—110.

10. Поспелова Н.И. Текст и способы его интерпретации в музыке постмодерна // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2007. № 16. С. 70—75.

11. Бодрийяр Ж. Общество потребления : его мифы и структуры / пер. с фр., послесл. и примеч. Е.А. Самарской. Москва : Республика : Культурная революция, 2006. 269 с.

12. Деррида Ж. О грамматологии / пер. с фр. и вступ. ст. Н.С. Автономовой. Москва : «Ad Marginem», 2000. 512 с.

13. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Культура постсовременности: гносис и праксис // Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты. Материалы Всероссийского конкурса научно-исследовательских проектов в области гуманитарных наук. 1994 г. Философия. Психология. Москва : Наука, 1996. URL: http: // lib.meta.ua/book/8419 (дата обращения: 13.12.2018).

14. Флиер А.Я. Символ в культуре: генезис — функции — значимость // Обсерватория культуры. 2016. Т. 1. № 1. С. 94—99. DOI: 10.25281/2072-3156-2016-1-1-94-99.

15. Вайнштейн О.Б. Деррида и Платон: деконструкция Логоса // Мировое древо = Arbor Mundi. 1992. № 1. С. 50—73.

16. Яблонская Е.А. Интертекстуальность музыкальной культуры последней трети ХХ века : культурологический аспект : автореф. … дис. канд. культурологии. Челябинск, 2006. 27 с.

17. Стогний И.С. Музыкальный интертекст: к проблеме коннотаций // Музыковедение. 2013. № 1. С. 3—13.

18. Эпштейн М.Н. Поэзия и сверхпоэзия. О многообразии творческих миров. Санкт-Петербург : Азбука, 2016. 480 с. (Культурный код).

19. Адорно Т.В. Эстетическая теория = Ӓsthetische Theorie / [пер. с нем. А.В. Дранова]. Москва : Республика, 2001. 527 с. (Философия искусства).

20. Делез Ж., Гаваттари Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения: [пер. с фр. Я.И. Свирский, науч. ред. В.Ю. Кузнецов]. Екатеринбург : У-Фактория ; Москва : Астрель, 2010. 894 с.

21. Эко У. От дерева к лабиринту : исторические исследования знака и интерпретации / пер. с итал. О.А. Поповой-Пле. Москва : Академический проект, 2016. 559 с. (Философские технологии).

22. Барт Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика : пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. Москва : Прогресс, 1989. 615 с.

23. Шитикова Р.Г. Художественный контекст как вектор теоретического исследования музыкального искусства // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13. № 4. С. 410–418.

24. Камю А. Миф о Сизифе. Москва : АСТ, 2011. 224 с.


Рецензия

Для цитирования:


Матвеева И.И., Юркина О.В. Постмодернистские приемы в популярной музыке начала XXI века. Обсерватория культуры. 2019;16(2):196-206. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-196-207

For citation:


Matveeva I.I., Yurkina O.V. Postmo­dern Techniques in Popular Music of the Early 21st Century. Observatory of Culture. 2019;16(2):196-206. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-196-207

Просмотров: 1528


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)