Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Роль информационных технологий в культурном пространстве высшего образования: миф и реальность

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-4-490-501

Полный текст:

Реферат

Статья посвящена анализу изменений, происходящих в настоящее время в сфере высшего образования в связи с активной информатизацией этой важнейшей составляющей человеческой культуры. Предпринята попытка продемонстрировать, что новые информационные технологии существенным образом трансформируют рамки традиционного образовательного процесса, создавая не только новые возможности, но и новые проблемы. Значимость образовательного процесса, его особенности и перспективы в непрерывно меняющихся условиях информационного общества позволяют ставить информатизацию образования в ряд важнейших стратегических проблем государства. Одновременно информатизация является серьезным вызовом педагогической науке и системе образования в целом. Подчеркивается, что изучение специфики воздействия информационной культуры на эту важнейшую сферу человеческой деятельности сталкивается с множеством сложностей, одна из которых состоит в том, что образовательный процесс, как и иные процессы самоорганизации, содержит в себе элементы непредсказуемости. Показано, что широко распространенное мнение о возможностях информационных технологий резко усилить интеллектуальные возможности молодых людей и активизировать их творческий потенциал, повысить мотивацию к учебе, ее эффективность и результативность является в значительной степени мифологизированным. Применение компьютерных технологий подвергает существенному преобразованию не только коммуникативную, но и мыслительную, мотивационную и эмоциональную сферы человека, формирует принципиально новую среду развития и функционирования психических процессов. Проведенный анализ научных исследований психологических последствий информатизации позволяет охарактеризовать компьютерные технологии как новую форму опосредования, существенным образом перестраивающую структуру и динамику человеческой деятельности. Отмечается, что механизмы формирования изменений и их последствия в настоящее время почти не изучены, при этом точно можно сказать одно: исторически сложившиеся стили жизни и формы взаимодействия людей подвергаются кардинальному преобразованию. Разработка концепций информатизации в системе образования должна осуществляться с учетом этих и других рисков.

Об авторе

Екатерина Николаевна Гнатик
Российский университет дружбы народов
Россия

профессор кафедры онтологии и теории познания,
Миклухо-Маклая ул., д. 6, Москва, 117198, Россия

доктор философских наук, профессор



Список литературы

1. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень. Москва, 1998. № 3—4. 322 с.

2. Розанова Н.М. Преподавание в эпоху digital generation: обучение с использованием LMS // Terra economicus. 2012. Т. 10, № 4. С. 139—149.

3. Сакович С.И., Павлова Я.В. Информатизация образования [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11(55). URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59010 (дата обращения: 07.06.2018).

4. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы : учеб. для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. Москва, 2005. 241 с.

5. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 14—20.

6. Понизовкина И.Ф. Перспективы или тупики современного «глобального» российского образования? // Человек и общество в контексте современности. Философские чтения памяти профессора П.К. Гречко : сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Москва : РУДН, 2017. С. 127—137.

7. Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Технологии и идентичность: трансформация процессов идентификации под влиянием технического прогресса [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем : электронный научный журнал. 2012. № 9(17). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tehnologii-i-identichnost-transformatsiya-protsessov-identifikatsii-podvliyaniem-tehnicheskogo-progressa (дата обращения: 07.06.2018).

8. Черемошкина Л.В. Влияние интернет-активности на мнемические способности субъекта // Психология : журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, № 3. С. 57—71.

9. Галкин Д.В. Проблемы образования в контексте информатизации: в поисках модели критической педагогики [Электронный ресурс] // Гуманитарная информатика. 2005. № 2. С. 81—88. URL: http://journals.tsu.ru/huminf/&journal_page=archive&id=1166&article_id=30499 (дата обращения: 07.05.2018).

10. Запесоцкий А. Симуляция образования или образование симуляции? // Высшее образование в России. 2005. № 7. С. 65—69.

11. Березовская И.П., Новикова Е.С. Современное образование: Проблема влияния IT-активности на вербальный интеллект [Электронный ресурс] // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 2 (244). С. 140—145. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-obrazovanie-problema-vliyaniya-it-aktivnosti-na-verbalnyy-intellekt (дата обращения: 07.05.2018).

12. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг. Москва : АСТ, 2014. 288 с.

13. Осипова С.И., Баранова И.А., Игнатова В.А. Информатизация образования как объект педагогического анализа // Фундаментальные исследования. 2011. № 12—3. С. 506—510.

14. Паниотова Т.С., Митрохина М.В. Феномен мобилографии как новая форма репрезентации идентичности // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 146—156.

15. Андреев И.Л. Взаимосвязь сознания и поведения человека // Новое в науках о человеке / отв. ред. Г.Л. Белкина. Москва : ЛЕНАНД, 2015. С. 195—210.

16. Тхостов А.Ш. Трансформация высших психических функций в условиях информационного общества // Проблема совершенствования человека (в свете новых технологий) / отв. ред. Г.Л. Белкина. Москва : ЛЕНАНД, 2016. С. 120—132.

17. Богачева Н.В. Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2014. № 4. С. 120—130.

18. Thomee S., Harenstam A., Hagberg M. Mobile Phone Use and Stress, Sleep Disturbances, and Symptoms of Depression among Young Adults — a Prospective Cohort Study [Электронный ресурс] // BMC Public Health. 2011. V. 66. P. 66. URL: http://www.biomedcentral.com/1471-2458/11/66 (дата обращения: 07.05.2018).

19. Sparrow B., Liu J., Wegner D. Google Effects on Memory: Cognitive Consequences of Having Information at Our Fingertips // Science. 2011. Vol. 333, № 6043. P. 776—778.

20. Rapp-Wagner R. Postmoderne Denken und Pädagogik: eine kritische Analyse aus philosophisch-anthropologischer Perspektive. Bern ; Stuttgart ; Wien, 1997. S. 169—170.

21. Огурцов А.П. Антипедагогика: вызов постмодернизма // Высшее образование в России. 2002. № 5. С. 79—86.

22. Гущин А.В., Льноградский Л.А. Миссия педагогических вузов в условиях информатизации общества [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. № 1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/140 (дата обращения: 07.05.2018).

23. Седова И.В. Психологические факторы эмоционального выгорания педагогов // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2014. № 1. С. 72—76.

24. Соболева Н.В. Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 707—710.

25. Водопьянова Н.Е. Дисфункции ценностно-смысловой регуляции как факторы риска синдрома выгорания и профессионального здоровья // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2011. № 4. С. 64—72.

26. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. Москва : Нестор-История, 2014. 700 с.

27. Минияров В.М., Василевская Е.А. Формирование копинг-стратегий педагогов в состоянии эмоционального выгорания // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17, № 1. С. 388—393.

28. Славин Б.Б. Информационные технологии и инновации // Инноватика и экспертиза. 2015. № 2(15). С. 28—37.

29. Родькин П.Е. Непреодолимый посредник: отчуждение человека из процесса коммуникации на примере систем управления обучением // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 204—211.


Для цитирования:


Гнатик Е.Н. Роль информационных технологий в культурном пространстве высшего образования: миф и реальность. Обсерватория культуры. 2018;15(4):490-501. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-4-490-501

For citation:


Gnatik E.N. The Role of Information Technology in the Cultural Space of Higher Education: Myth and Reality. Observatory of Culture. 2018;15(4):490-501. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-4-490-501

Просмотров: 144


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)