Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Неизвестные страницы творческой командировки Петра Староносова и Николая Котова на Памир в 1932 году

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-5-632-639

Полный текст:

Реферат

Работа посвящена творческим командировкам советских живописцев и графиков в Среднюю Азию — яркому и пока практически не изученному явлению художественной жизни Советского Союза. Цель настоящей статьи — отчасти восполнить пробел, существующий в изучении художественной жизни СССР 1930-х годов. Впервые предметом исследования являются произведения П. Староносова и Н. Котова, созданные ими в 1932 г. во время пребывания на Памире в составе экспедиции Академии наук СССР. На основе ранее не публиковавшихся архивных материалов, а также советской периодической печати воспроизведен маршрут следования художников, освещается специфика творческой работы в полевых условиях. Описываются, анализируются и сопоставляются малоизвестные произведения П. Староносова и Н. Котова.

Рассматриваются как чисто технические, так и художественные задачи, поставленные перед художниками на Памире: от выбора инструментов и красок, которые целесообразно было использовать в дороге, до проблем пространственно-перспективного построения и передачи цвета. Творческие эксперименты художников во многом были обусловлены специфической природой Памира: разнообразные ландшафты с равнинами и возвышающимися над ними отвесными скалами меняли восприятие пространства, а восточное солнце преображало краски, открывая необозримое поле для экспериментов с цветом. Кроме того, облик местных жителей, их быт, одежда и украшения очень отличались от привычных европейскому глазу реалий. В связи с этим насущной необходимостью стал поиск тонкой грани между этнографическим подходом и полным отрицанием традиционного Востока, нередко встречавшемся среди художников и литераторов того времени.

В статье уделяется внимание отчетной выставке «Таджикская ССР — Памир», организованной по итогам творческой командировки. Исчисляемые сотнями рисунки, эскизы и наброски, созданные художниками в творческой командировке на Памир, предоставляют возможность для дальнейших более углубленных исследований.

Об авторе

Галина Эльбрусовна Аббасова
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Россия
отдел экскурсионной и лекционной работы,
ведущий методист
Волхонка ул., д. 12, Москва, 119019, Россия


Список литературы

1. Варламова А.А. Опыт первой творческой командировки советских художников // Вестник СПбГУКИ. 2015, № 3 (24). С. 93—98.

2. Варламова А.А. «Наша профессия, а не “миссия” сказывается в поездке в колхозы»: целевая творческая командировка советских художников 1928 г. // Вестник СПбГУКИ. 2016, № 2 (27). С. 153—156.

3. Шанявская А.А. Проблема отражения «второй природы» советскими художниками — участниками целевых творческих командировок 1930—1931 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 11. Ч. 2. С. 196—199.

4. Шанявская А.А. Целевые творческие командировки советских художников и отечественное искусство 1922—1932 гг. : дис. ... канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2017. 279 с.

5. Сокольников М.П. П.Н. Староносов. Ленинград : Изогиз, 1938. 77 с.

6. Тугендхольд Я.А. О современной живописи // Новый мир. 1926. № 6. С. 168.

7. Луначарский А.В. Об искусстве. В 2 т. Москва : Искусство, 1982. Т. 2. С. 109.

8. Таджикская ССР — Памир : каталог выставки. Москва : Всекохудожник, 1933. 82 с.

9. Записи Котова Николая Георгиевича и неустановленного художника об экспедиции на Памир и списки картин и панно, написанных ими. Присланы Скворцову Александру Митрофановичу для каталога Московской выставки. 1932 г. // Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 1999. Оп. 1. Ед. хр. 15. 26 л.

10. Котов Н. Знать лицо нашей страны // Творчество. 1934. № 12. С. 5.

11. Староносов П. Шесть месяцев на крыше мира // Творчество. 1934. № 12. С. 10.

12. Ромм М.Д. Штурм пика Сталина. Москва : Молодая гвардия, 1937. 189 с.

13. Лукницкий П.Н. Путешествия по Памиру. Москва : Молодая гвардия, 1955. 501 с.

14. Макаров К.К. Воспоминания и размышления географа. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1973. 116 с.

15. Рудерман М.И. Путешествие за облака. Москва : Дет. лит., 1934. 24 с.

16. Староносов П.Н. Моя жизнь. Автобиография художника. Москва ; Ленинград : Искусство, 1937. 100 с.

17. Сокольников М. На высотах Памира. О выставке во Всекохудожнике // Советское искусство. 1933. № 22 (129). С. 2.

18. Скворцов А.М. Художники в экспедиции // Таджикская ССР — Памир : каталог выставки. Москва : Всекохудожник, 1933. C. 56.


Для цитирования:


Аббасова Г.Э. Неизвестные страницы творческой командировки Петра Староносова и Николая Котова на Памир в 1932 году. Обсерватория культуры. 2018;15(5):632-639. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-5-632-639

For citation:


Abbasova G.E. Unknown Pages of Pyotr Staronosov and Nikolay Kotov’s Artistic Trip to the Pamir Mountains in 1932. Observatory of Culture. 2018;15(5):632-639. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-5-632-639

Просмотров: 33


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)