Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Архетипизация как идеология и технология образовательного процесса

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-6-644-657

Реферат

В основу статьи положена методология освоения культурного наследия прошлого, транслирующая ценность образовательной стабильности. С этой целью вводится понятие генератипа в виде образовательной модели, концентрирующей в себе лучшее из того, что сохранило человечество для формирования человека. Генератипы производны от смены культурных матриц, меняются от эпохи к эпохе и зависят от характера эволюционных изменений этих источников внутри отдельных культурных стадий общественной эволюции. Введенное нами понятие не означает грандиозных «сколов» архетипических идей, но лишь соотносит их с новым человеком и его новым миром. Генератип — это суммарный (собирательный) образ, создающий особую образовательную идеологию и определяющий характер действий человека. Именно совокупность действий человека формирует особый тип человека, сложившийся в ту или иную эпоху. Важным в этом процессе оказывается именно идея накопления смыслов. Образовательные генератипы выступают как структурные принципы экстериоризации образовательной реальности, в которой мы выделяем следующие периоды, характеризующиеся особыми генератипами: Античность, Средние века, XVII—XVIII вв., XIX и XX столетия. Классическая литература и искусство прошлого дают нам примеры духовных доминант каждой культурной эпохи. Антропологические идеалы, которые мы выделяем, таковы: Античность — герой, Средние века — святой, эпоха Просвещения — энциклопедист (универсалист), XIX в. — инженер/художник, XX в. — финансист. Актуализация идей прошлого заключается в извлечении изученного материла из долговременной и кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании или непосредственном воспроизведении в современном образовательном процессе. Соединение разноактуальных образовательных идеологий (идей) открывает новые грани современной образовательной теории и практики и выявляет их культурный потенциал. При этом механизм актуализации не должен строиться на грубом осовременивании, но предполагает использование рецептивных способностей человека, развитие его воображения и эмоциональной памяти. Приведенная в статье когнитивно-метафорическая схема синтеза гуманитарного контента дает пример развития высказанной идеи как в исследовательском направлении, так и в образовательно-прикладном пространстве новых технологий обучения вечным смыслам.

Об авторах

Вера Алексеевна Фортунатова
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Институт экономики и предпринимательства,
кафедра культуры и психологии предпринимательства,
профессор,
Ленина пр., д. 27, Нижний Новгород, 603140, Россия

доктор филологических наук



Елена Викторовна Валеева
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Арзамасский филиал,
кафедра русского языка и литературы,
доцент,
К. Маркса ул., д. 36, Арзамас, Нижегородская обл., 607220, Россия

кандидат филологических наук



Список литературы

1. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Москва ; Киев : Port-royal ; Совершенство, 1997. 384 с.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. Москва : Полит­издат, 1988. 496 с.

3. Валеева Е.В. Аналоговая модель современного образования // Обсерватория культуры. 2014. № 1. С. 96—101. DOI: 10.25281/2072-3156-2014-0-1-96-101.

4. Валеева Е.В. Универсальные образовательные метафоры // Обсерватория культуры. 2015. № 4. С. 18—24. DOI: 10.25281/2072-3156-2015-0-4-18-24.

5. Дискурсивные практики современной институциональной коммуникации : монография / под науч. ред. Л.В. Куликовой. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2015. 182 с.

6. Голдсмит О. Гражданин мира, или Письма китайского философа, проживающего в Лондоне, своим друзьям на Востоке / изд. подгот. А.Г. Ингер ; отв. ред. А.А. Елистратова ; ред. перевода И.Г. Гурова ; художник В.Г. Виноградов. Москва : Наука, 1974. 384 с. (Серия «Литературные памятники»).

7. Парсонс Т. О структуре социального действия. Москва : Академический проект, 2000. 880 с.

8. Элиаде М. Аспекты мифа. Москва : Инвест-ППП ; СТ «ППП», 1996. 240 с.

9. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Москва : Высш. шк., 1963. Т. 1. 584 с.

10. Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / пер. с англ. под ред. В. Домнина, А. Сухенко. Санкт-Петребург : Питер, 2005. 336 с.

11. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. Санкт-Петербург : Алетейя, 1999. 304 с.

12. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Москва : Касталь, 1996. 448 с.

13. Декарт Р. Сочинения : в 2 т. / пер. с лат. и франц. Москва : Мысль, 1989. Т. 1. 654 с.

14. Кант И. Сочинения : в 6 т. Москва : Мысль, 1966. Т. 5. 564 с.

15. Фихте И.Г. Сочинения : в 2 т. / сост. и примеч. В. Волжского. Санкт-Петербург : Мифрил, 1993. Т. 2. 798 с.

16. Вольтер. Бог и люди : статьи, памфлеты, письма: в 2 т. Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1961. Т. 1. 442 с.

17. Дарвин Ч. Происхождение видов. Москва : Гос. изд-во биол. и мед. лит-ры, 1937. 832 с.

18. Купарашвили М.Д. Лекции по современной философии : Модернизм. Москва : Либроком, 2014. 336 с.

19. Драйзер Т. Финансист. Москва : Эксмо, 2009. 730 с.

20. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова ; коммент., указатель Д.Э. Харитоновича. Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.

21. Фортунатова В.А. Игрология в контексте образования как научная концепция и методика // Образовательные технологии. 2016. № 3. С. 27—35.


Рецензия

Для цитирования:


Фортунатова В.А., Валеева Е.В. Архетипизация как идеология и технология образовательного процесса. Обсерватория культуры. 2018;15(6):644-657. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-6-644-657

For citation:


Fortunatova V.A., Valeeva E.V. Archetypification as the Ideology and Technology of Educational Process. Observatory of Culture. 2018;15(6):644-657. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-6-644-657

Просмотров: 868


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)