Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Междисциплинарность и совместное кинопроизводство в антропологическом кино

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-6-682-692

Полный текст:

Реферат

Антропологическое кино является наиболее репрезентативной формой визуально-антропологического исследования, благодаря чему может считаться своеобразной визитной карточкой визуальной антропологии. Это подтверждается фактами из истории данной научной дисциплины, а также постоянным, непрерывным интересом к антропологическому кино, как со стороны исследователей, так и со стороны аудитории. Это объясняется множеством различных факторов, однако ключевыми из них являются «визуальный поворот» в культуре XX в., развитие кино и телевидения, главным образом в период второй половины XX в., а также медиаориентированная социокультурная направленность в период постмодернизма.

Мы видим, что XX в., несмотря на массу негативных событий, в целом явился благодатной временной почвой для становления и дальнейшего развития визуальной антропологии. Однако и в наши дни мы можем наблюдать различные новые тенденции развития данного научного направления. Увеличение количества междисциплинарных исследований, высокая степень вовлеченности исследователей из различных научных сфер в совместную работу, повышение уровня демократизации и популяризации аудиовизуальных медиа, непрерывное развитие технологий видеопроизводства — все это, безусловно, является современными факторами, определяющими дальнейшее направление и специфику развития визуальной антропологии и антропологического кино в частности.

В рамках данной статьи будут рассмотрены и проанализированы указанные выше характерные особенности антропологического кино периода постмодерна. Особое внимание будет уделяться развитию междисциплинарных контактов визуальной антропологии со смежными научными дисциплинами, демократизации видеопроизводства и сферы аудиовизуальных медиа, а также направлению совместного производства антропологических фильмов.

Изучение и анализ указанных особенностей антропологического кино периода постмодерна позволит выявить дальнейшие пути развития академической и прикладной визуальной антропологии в социально-гуманитарной научной сфере, понять природу медиаотношений в рамках визуально-антропологических исследований, определить роль исследователя-автора в современном визуально-антропологическом дискурсе.

Об авторе

Александр Эдуардович Оганезов
Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук
Россия
Этнографический научно-образовательный центр,
аспирант
Ленинский просп., д. 32А, Москва, 119991, Россия


Список литературы

1. Нанук с севера = Nanook of the North : [документальный фильм] / реж. Р. Дж. Флаэрти. США ; Франция, 1922. 78 мин. (Фильм немой).

2. Моана = Moana : [документальный фильм] / реж.: Ф.Х. Флаэрти; Р.Дж. Флаэрти. США. 1926. 62 мин.

3. Gregory B., Mead М. Balinese Character: a Photographic Analysis. New York : Academy of Sciences, 1942. 277 p.

4. MacDougall D. The Corporeal Image: Film, Ethnography, and the Senses. Princeton : Princeton University Press, 2006. 312 p.

5. Interview with Martin Gruber : [видеозапись] / беседовал А.Э. Оганезов. URL: https://vimeo.com/291266729 (дата обращения:

6. 10.2018).

7. Андерсон П. Истоки постмодерна / пер. с англ. А. Апполонова : под ред. М. Маяцкого. Москва : Издательский дом «Территория будущего», 2011. 200 с. (Серия «Университетская библио­тека Александра Погорельского»).

8. Оже М. Не-места. Введение в антропологию гипермодерна / пер. с франц. А.Ю. Коннова. Москва : Новое литературное обозрение, 2017. 136 с. (Серия STUDIA URBANICA).

9. Pink S. Future of Visual Anthropology: Engaging the Senses. New York ; Abingdon : Routledge, 2006. 166 p.

10. Harvey D. The Condition of Postmodernity: an Enquiry into the Origins of Cultural Change. Cambridge, MA : Blackwell Publ., 1990. 378 p.

11. Rosenau P. Post-modernism and the Social Sciences: Insights, Inroads, and Intrusions. Princeton : Princeton University Press, 1992. 229 p.

12. Грубер М. «Включенное» этнографическое кино: межкультурное сотрудничество в исследованиях и кинопроизводстве / пер. с англ. Е.В. ван Гервен // Сибирские исторические исследования. 2017. № 3. С. 49—80. DOI: 10.17223/2312461X/17/4.

13. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. Москва : Академический Проект, 2006. 448 с. (Серия «Технологии»).

14. Nash C. The unravelling of the postmodern mind. Edinburgh : Edinburgh University Press. 2001. 310 p.

15. Александров Е.В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. Москва : Пенаты, 2003. 99 с.

16. Atkinson P., Delamont S., Housley W. Contours of Culture: Complex Ethnography and the Ethnography of Complexity. Altamira Press, 2007. 268 p.

17. Pink S. Doing Sensory Ethnography. SAGE Publications Ltd., 2009. 168 p.

18. Interviews from Tartu Worldfilm Festival 2018 : [видеозапись]. URL: https://vimeo.com/292453149 (дата обращения: 08.10.2018).


Для цитирования:


Оганезов А.Э. Междисциплинарность и совместное кинопроизводство в антропологическом кино. Обсерватория культуры. 2018;15(6):682-692. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-6-682-692

For citation:


Oganezov A.E. Interdisciplinarity and Collabo­rative Filmmaking in Anthropological Cinema. Observatory of Culture. 2018;15(6):682-692. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-6-682-692

Просмотров: 12


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)