Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Чтение и литературные предпочтения школьников поколения Z: социокультурный контекст

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-6-668-681

Полный текст:

Реферат

Статья посвящена проблеме передачи литературной культуры от предыдущих поколений к поколению Z. Представлено краткое описание этого поколения в ракурсе теории поколений Н. Хоува и В. Штрауса. В общих чертах освещена тема детского чтения поколений XX века. На примере репертуара чтения детей и подростков произведений классики и актуальной детской литературы показан процесс постепенного ослабления передачи ценностей литературной культуры от поколения к поколению. На материалах комплексных и социологических исследований, проведенных Российской государственной детской библиотекой (РГДБ) в начале XXI в., обозначены проблемы чтения лучшей литературы, традиционно входившей в чтение поколений. Приведенные в статье результаты исследований свидетельствуют о процессе утраты почти вековой литературной традиции. Например, эту проблему можно увидеть при выборе родителями книг для детей младшего и среднего школьного возраста. Во многом репертуар чтения детьми и подростками литературной классики формируется школой: это школьная программа и списки внеклассного чтения. Интерес школьников к классической литературе и к книгам предыдущих поколений продолжает падать. Показан процесс изменения репертуара досугового чтения у подростков. Репертуар их чтения значительно фрагментирован. Это в значительной степени обусловлено тенденциями развития книгоиздания и распространения литературы. Обозначены плюсы и минусы в чтении подростков, вызванные новыми информационными технологиями, показано влияние этих технологий на читательскую грамотность и культуру чтения. Процесс выбора литературы подростками, юношами и девушками проиллюстрирован на основе результатов нового исследования. Показано, что выбор школьников во многом является случайным и содержит произведения современной литературы с преобладанием книг жанра фэнтези. Результаты исследований свидетельствуют: сегодня основными факторами, особенно влияющими на выбор литературы подростками и юношеством, являются видеопродукция, а также советы сверстников. Решение проблемы поддержки чтения и формирования круга чтения школьников поколения Z в контексте затухания литературной традиции является сложной задачей, которую предстоит решать компетентным взрослым наставникам вместе с самими подростками и юношеством.

Об авторе

Вера Петровна Чудинова
Российская государственная детская библиотека
Россия

отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения,
главный научный сотрудник
Калужская пл., д. 1, Москва, 119049, Россия

кандидат педагогических наук



Список литературы

1. Исаева М.А. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 290—295. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2011/3 (дата обращения: 10.09.2018).

2. Асташова Ю.В. Теория поколений в маркетинге // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2014. Т. 8, № 1. C. 108—114.

3. RUGENERATIONS — российская школа теории поколений [Электронный ресурс]. URL: http://rugenerations.su (дата обращения: 10.10.2018).

4. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений: необыкновенный икс. Москва : Синергия, 2017. 140 с.

5. 30 фактов о современной молодежи [Электронный ресурс] // Сбербанк: офиц. сайт. URL: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/youth_presentation.pdf (дата обращения: 26.11.2018).

6. Пряхин М.Н. Заветный список : русская исповедно-завещательная библиография : опыт составления справочника по самым влиятельным книгам. Москва : Изд-во РУДН, 2001. 138 с.

7. Пряхин М.Н. Советский человек в поисках «золотого списка» // Homo Legens — 3 : сб. статей: Памяти Алексея Алексеевича Леонтьева (1936—2004) / отв. ред. Б.В. Бирюков, И.А. Бутенко. Москва : Школьная библиотека, 2006. С. 166—178.

8. Мелентьева Ю.П. Некоторые аспекты чтения детей в России в 20-е годы ХХ века // Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения : сб. материалов (27—28 мая 2010 г.) / сост.: В.Я. Аскарова, Ю.В. Гушул. Челябинск : ЧГАКИ, 2010. С. 168.

9. Мелентьева Ю.П. Общая теория чтения. Москва : Наука, 2015. 230 с.

10. Чудинова В.П. Чтение, жанры и книги, популярные у подростков : (мнение социолога литературы) [Электронный ресурс] // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. Москва, 2014. URL: http://uchitel-slovesnik.ru/data/uploads/awordaboutscience/chudinova.pdf (дата обращения 10.10.2018).

11. Юный читатель и книжная культура России : материалы исследования : сб. статей / сост. Е.И. Голубева, В.П. Чудинова. Москва : РГДБ, 2003. 112 с.

12. Детское чтение в России / авт.-сост. М.А. Веденяпина, О.П. Мезенцева, Е.А. Колосова и др.; ред. Е.А. Армадерова, Л.Н. Косенко, М.В. Карданова. Москва, 2014. 115 с.

13. Колосова Е., Чудинова В. Появятся ли новые «золотые полки»? : Родители о детской литературе [Электронный ресурс]// Знамя. 2016. № 11. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2016/11/poyavyatsya-li-novye-zolotye-polki.html (дата обращения: 10.10.2018).

14. Результаты международного исследования PISA-2015 [Электронный ресурс] // Центр оценки качества образования. URL: http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html (дата обращения: 10.11.2018).

15. Чтение и читательские практики московских подростков : комплексное исследование / Российская государственная детская библиотека, отдел социологических исследований ; Московский институт открытого образования, кафедра филологического образования ; В.П. Чудинова, С.А. Шаповал, Е.А. Колосова и др. ; сост.: В.П. Чудинова. Москва, 2012. 140 с.

16. Чудинова В.П. Развитие «нации читателей»: роль чтения и библиотек / ред. Е.А. Колосова. Москва, 2014. 178 с.

17. Мониторинг и анализ московского информационно-образовательного пространства : результаты социологических исследований и программирования / С. Цымбаленко, А. Шариков, И. Жилавская и др. Москва : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. 108 c.

18. Цымбаленко С. Медийный портрет подростка двухтысячных годов : учебное пособие. Москва : РУДН, 2017. 72 с.

19. Борусяк Л. Молодежь обсуждает литературу : анализ массовых литературных сообществ ВКонтакте // Вестник общественного мнения. 2015. № 3—4 (121). С. 130—148.

20. Книги и дети. Библиогид [Электронный ресурс] // Российская государственная детская библиотека. URL: http://bibliogid.ru/ (дата обращения: 20.11.2018).

21. Кутейникова Н.Е. Навигатор по современной отечественной детско-подростковой литературе : методические рекомендации. Москва :

22. МАЭСТРО ПлаТинум, 2017. 158 с.

23. Лаборатория фантастики [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/ (дата обращения: 15.11.2018).

24. Добро пожаловать на портал Wiki.SibiriaDa [Электронный ресурс] // Вики-Сибириада. URL: http://wiki-sibiriada.ru/ (дата обращения: 20.10.2018).

25. Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017 г. № 1155-р «О концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. Москва : Юридическая литература, 2017. № 24. С. 10614—10622.


Для цитирования:


Чудинова В.П. Чтение и литературные предпочтения школьников поколения Z: социокультурный контекст. Обсерватория культуры. 2018;15(6):668-681. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-6-668-681

For citation:


Chudinova V.P. Reading and Literary Preferences of Generation Z Schoolchildren: Socio-Cultural Context. Observatory of Culture. 2018;15(6):668-681. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-6-668-681

Просмотров: 38


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)