Эстетика музыки Т. Ньюмана к телесериалу «Клиент всегда мертв»
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-3-264-277
Реферат
Исследуется эстетика современного западного аудиовизуального искусства на примере вступительных титров (заставки) к американскому телесериалу «Клиент всегда мертв» (Six Feet Under; 2001—2005). Сама заставка и разрабатывавший ее эстетическую концепцию сериал стали «культовыми» произведениями западного телевидения и объектами для подражания в теле- и киноискусстве США. Заставка, в свою очередь, была создана командой дизайнеров Digital Kitchen на основе музыкальной темы американского кинокомпозитора Т. Ньюмана, законодателя жанра в области саундтрека 1990—2010-х годов. Данное произведение интересно как одно из знаковых в современной массовой культуре, что позволяет на его материале анализировать эстетические течения внутри постмодернистского аудиовизуального искусства в целом. Для анализа был избран метод, использованный Р. Бартом в отношении произведений массовой культуры, при котором отдельно рассматриваются буквальное значение художественных образов и символическое (коннотации, метафоры, аллегории). Музыка Т. Ньюмана исследуется в соответствии с практикой рассмотрения киномузыки и как музыкально-художественного, и как акустического явления, предложенной М. Шионом. Проанализировано согласование музыки с кадровым (буквальным) содержанием видеоряда и с коннотативным (символическим) значением визуальных образов. Термин «аффект», взятый из эстетической теории барокко искусствоведами-постструктуралистами Ж. Делёзом и Ф. Гваттари, используется для описания схожих явлений в постмодернистском искусстве. Интервью, дополнительные материалы к сериалу и другие источники, повествующие о замысле создателей произведения и о ходе работы над ним, расширили источниковую базу исследования. В ходе изучения аудиовизуальной композиции были выявлены эстетические приемы аффективной (чувственно-эмоциональной) передачи художественных образов, «контрапункта» аллегорических и реалистических (натуралистических) образов в видеоряде и музыке, опоры на пары образов-антитез (тепло/холод, движение/статика, жизнь/смерть и ряд других). Автор делает вывод о том, что исследуемая эстетическая модель напоминает, как по содержанию, так и по форме выражения, эстетику эпохи барокко в видоизмененной постмодернистской форме (необарокко).
Об авторе
Александр Владимирович ТавризянРоссия
кафедра аналитического музыкознания,
аспирант
Поварская ул., д. 30/36, Москва, 121069, Россия
ORCID 0000-0002-7503-3945; SPIN-код: 2180-0759
Список литературы
1. Akass K., McCabe J. Reading Six Feet Under : TV To Die For. London, New York : I.B. Tauris and Co LTD, 2005. 256 p.
2. McFadden D. Six Feet Under taught us to grow up // the Guardian. 2008. March 17. URL: https://www.theguardian.com/culture/tvandradioblog/2008/mar/27/sixfeetundertaughtustogr (дата обращения: 23.05.2019).
3. Барт Р. Мифологии // Избранные работы : Семиотика. Поэтика : пер. с фр. Москва : Прогресс, 1989. С. 52—136.
4. Chion M. Film, a sound art. New York : Columbia University Press, 2009. 536 p.
5. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл. С.Н. Зенкина. Москва : Институт экспериментальной социологии, Санкт-Петербург : Алетейя, 1998. 288 с. (серия «Gallicinium»).
6. Cult Movies Under Our Scoop — American Beauty [Электронный ресурс] // Box Office Scoop. 2016. February 19. URL: http://www.boxofficescoop.com/cult-movies-under-our-scoop-american-beauty/ (дата обращения: 23.05.2019).
7. Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского. [Москва : Гос. акад. худож. наук], 1925. 191 с.
8. Thomas Newman : Full Q&A : Oxford Union : видеозапись интервью Т. Ньюмана [Электронный ресурс] // YouTube video-blog “Oxford Union”. 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=oeHNUJ-hNmE (дата обращения: 23.05.2019).
9. Thomas Newman : Under the Maintitles Interview (Six Feet Under) [Электронный ресурс] // YouTube.com. 2011. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Zh00XGCpnVc (дата обращения: 23.05.2019).
10. Karlin F., Wright R. On the Track : A Guide to Contemporary Film Scoring. New York ; London : Routledge, 2004. 865 p.
11. Высоцкая М.С. Музыка ХХ века : от авангарда к постмодерну : учебное пособие для педагогов и студентов высших учебных заведений. 2-е изд. Москва : Моск. консерватория, 2014. 439 с.
12. Albinson I. Six Feet Under : A Discussion with Director/Designer Danny Yount [Электронный ресурс] // Art Of the Title : сайт. 2012. URL: http://www.artofthetitle.com/title/six-feet-under/ (дата обращения: 23.05.2019).
13. Calabrese O. Neo-Baroque: A Sign of the Times / trans. by Ch. Lambert. Princeton : Princeton Univ. Press, 2017. 252 pp.
14. Zamora L.P. Trompe l’oeil Tricks: Borges’ Baroque Illusionism [Электронный ресурс] // Magical Realism & The New World Baroque. University of Houston : сайт. URL: http://www.uh.edu/~englmi/BorgesBaroqueIllusionism/ (дата обращения: 23.05.2019).
15. Degli-Esposti C. Federico Fellini’s Intervista or the Neo-Baroque Creativity of the Analysand on Screen [Электронный ресурс] // Italica. 1996. Vol. 73. № 2. P. 157—172. URL: https://www.jstor.org/stable/479361?seq=1#page_scan_tab_contents (дата обращения: 23.05.2019).
16. Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна // Библиотека Гумер : сайт. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Eko/Inn_Povt.php (дата обращения: 23.05.2019).
17. Ndalianis A. Neo-Baroque Aesthetics and Contemporary Entertainment. Cambridge : MIT Press, 2004. 323 p.
18. Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. Москва : Музыка, 1994. 320 с.
19. Кристева Ю. Текст романа // Избранные труды: Разрушение поэтики / [Пер. с фр. Г.К. Косиков, Б.П. Нарумов] Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. С. 395—602.
20. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. Москва : Интрада, 1996. 255 с.
21. Бычков В.В. Эстетика: Учебник для гуманит. направлений и специальностей вузов России. Москва : Гардарики, 2004. 556 с.
22. Moore F. Six Feet Under // The Washington Post. 2002, 14 April. URL: https://www.washingtonpost.com/archive/lifestyle/tv/2002/04/14/six-feet-under/74758259-d831-463f-bd44-81424ec3e776/?noredirect=on (дата обращения: 23.05.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Тавризян А.В. Эстетика музыки Т. Ньюмана к телесериалу «Клиент всегда мертв». Обсерватория культуры. 2019;16(3):264-277. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-3-264-277
For citation:
Tavrizyan A.V. Aesthetics of Thomas Newman’s Music to “Six Feet Under” TV Series. Observatory of Culture. 2019;16(3):264-277. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-3-264-277