Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Пассеизм в музыкальной культуре Франции

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-171-182

Реферат

В работах о художественной истории Франции специалисты отмечают и высоко оценивают открытость к творческому диалогу с разными европейскими и региональными культурами. Во вводном разделе статьи внимание сфокусировано на значимости противоположной тенденции, получившей развитие в XIX — начале XX в. во всех сферах искусства. Цель нового движения — «национальное возрождение», интерес к истокам великого наследия французских мастеров прошлых эпох. Автор акцентирует вопрос особенностей взаимодействия ведущих композиторов, музыкантов-исполнителей и педагогов с традициями музыкального профессионализма композиторской школы Франции и объясняет главную причину тяги «назад — в прошлое» стремлением к сохранению неповторимого своеобразия художественного мышления в условиях интенсивных культурных влияний Италии, Германии, России. В статье даны факты творческой деятельности лидеров «национального обновления». Приведены публицистические высказывания ведущих французских композиторов в подтверждение единодушного признания ими актуальной ценности национальной классики для будущего французской культуры. Развернута панорама творческих опытов (С. Франка, К. Сен-Санса, Э. Сати, импрессионистов и композиторов «молодого поколения») по реконструкции национальных традиций отдаленных эпох. Освещение событий и показ художественных явлений музыкально-культурной жизни Франции позволили автору сформировать контекст к рассмотрению проблемы эстетико-стилевого характера: нового понимания феномена «художественная традиция» и «диалог с традицией» в эпоху модернизма. Сопоставление разных форм «диалога с прошлым» в русской культуре начала ХХ в. и в творчестве лидера европейского художественного ретроспективизма И.Ф. Стравинского дало основание использовать понятие «пассеизм» для характеристики особого французского типа наследования уроков предшественников. Вводя понятие «пассеизм», в отличие от принятого в российском музыкознании «музыкальный неоклассицизм», и аргументируя результативность его применения, автор статьи стремится выявить свойственную французской композиторской школе идею сохранения почвенных — просодия, риторика, форма — основ традиции как способа национальной самоидентификации.

Об авторе

Галина Анатольевна Еременко
Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки
Россия

кафедра истории музыки,
профессор

Советская ул., д. 31, Новосибирск, 630099, Россия

кандидат искусствоведения, профессор

ORCID 0000-0003-2904-6339; SPIN 2781-0871



Список литературы

1. Глебов И. (Асафьев Б.) Французская музыка и ее современные представители // Зарубежная музыка ХХ века : материалы и документы. Москва, 1975. С. 112—126.

2. Бенуа А.Н. Мои воспоминания : [в 2-х кн.]. Москва, 2003. Кн. 2. 640 с.

3. Зедльмайр Х. Искусство и истина. Теория и метод истории искусства/ пер. с нем. Ю.Н. Попова. Санкт-Петербург, 2000. 271 с.

4. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. Москва, 1991. С. 230—263.

5. Кривицкая Е.Д. Музыка Франции: век двадцатый. Эстетика, стиль, жанр. Санкт-Петербург ; Москва, 2012. 336 с.

6. Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX — начало XX в. / сост., пер., вступ. ст. и коммент. А. Бушен. Ленинград, 1972. 376 с.

7. Онеггер А. О музыкальном искусстве: пер. с франц. 2-е изд. Ленинград, 1985. 215 с.

8. Хренов Н.А., Сайко Е.А. Международная конференция «Искусство эпохи надлома империи: религиозные, национальные и философско-эстетические аспекты» (17—19 мая 2010 г., Россия) [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. 2010. № 2. URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/31.html&j_id=3 (дата обращения: 18.02.2019).

9. Хренов Н.А. Восприятие времени в эпоху надлома империи: от футуризма к пассеизму // Теория художественной культуры. Вып.14. Москва, 2012. С. 5—119.

10. Сиднева Т.Б. Современное искусство в ситуации смены парадигм // Теория художественной культуры. Вып. 14. Москва, 2012. С. 120—134.

11. Дугин А.Г. Консерватизм как явление: возможна ли его общая теория? [Электронный ресурс] // Философия права. 2009. № 4 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/konservatizm-kak-yavlenie-vozmozhna-li-ego-obschaya-teoriya (дата обращения: 19.02.2019).

12. Левая Т.Н. Двадцатый век в зеркале русской музыки. Санкт-Петербург, 2017. 423 с.

13. Варунц В.П. Музыкальный неоклассицизм : исторические очерки. Москва, 1988. 80 c.

14. Дебюсси К. Статьи. Рецензии. Беседы / пер. с франц. Москва ; Ленинград, 1964. 278 с.

15. Кремлев Ю. Камиль Сен-Санс. Москва, 1970. 328 с.

16. Outil de consultation du Dictionnaire de l’Académie Française. 9 edition (de A a Sabeisme). URL: https://academie.atilf.fr/9/consulter/passeism?page=1 (дата обращения: 18.04.2019).

17. Чебуркина М.Н. «Галантный стиль», «рококо», «маньеризм», «декаданс» в системе французской «музыки барокко» // Музыковедение. 2011. № 3. С. 2—11.

18. Hearz D., Brown B.A. Classical // The New Grove Dictionary of Music and Musicans (29 Volumes). London, 1980. Vol. 4. URL: http://intoclassics.net/news/2016-01-14-31751 (дата обращения: 20.02.2019).

19. Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века : самосознание эпохи и музыкальная практика. Москва, 1996. 189 с.

20. И.Ф. Стравинский — публицист и собеседник / сост. В. Варунц. Москва, 1988. 501 с.

21. Друскин М.С. Из истории французской музыки // О западноевропейской музыке ХХ века. Москва, 1973. С. 92—127.

22. Фалалеева-Руденко Е.И. Франкоязычные сочинения И.Ф. Стравинского (к вопросу о полиязычии в музыке ХХ века) // Русско-французские музыкальные связи : сб. науч. статей. Санкт-Петербург, 2003. С. 178—192.

23. Колмогорова Н.В. Проблемы формы во французской музыке: автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. Москва, 1998. 25 с.

24. Розеншильд К.К. Музыка во Франции XVII — начала XVIII века. Москва, 1979. 168 с.

25. Корто А. О фортепианном искусстве. Москва, 2005. 246 с.


Рецензия

Для цитирования:


Еременко Г.А. Пассеизм в музыкальной культуре Франции. Обсерватория культуры. 2019;16(2):171-182. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-171-182

For citation:


Eremenko G.A. Passeism in the Musical Culture of France. Observatory of Culture. 2019;16(2):171-182. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-171-182

Просмотров: 892


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)