Пассеизм в музыкальной культуре Франции
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-171-182
Реферат
В работах о художественной истории Франции специалисты отмечают и высоко оценивают открытость к творческому диалогу с разными европейскими и региональными культурами. Во вводном разделе статьи внимание сфокусировано на значимости противоположной тенденции, получившей развитие в XIX — начале XX в. во всех сферах искусства. Цель нового движения — «национальное возрождение», интерес к истокам великого наследия французских мастеров прошлых эпох. Автор акцентирует вопрос особенностей взаимодействия ведущих композиторов, музыкантов-исполнителей и педагогов с традициями музыкального профессионализма композиторской школы Франции и объясняет главную причину тяги «назад — в прошлое» стремлением к сохранению неповторимого своеобразия художественного мышления в условиях интенсивных культурных влияний Италии, Германии, России. В статье даны факты творческой деятельности лидеров «национального обновления». Приведены публицистические высказывания ведущих французских композиторов в подтверждение единодушного признания ими актуальной ценности национальной классики для будущего французской культуры. Развернута панорама творческих опытов (С. Франка, К. Сен-Санса, Э. Сати, импрессионистов и композиторов «молодого поколения») по реконструкции национальных традиций отдаленных эпох. Освещение событий и показ художественных явлений музыкально-культурной жизни Франции позволили автору сформировать контекст к рассмотрению проблемы эстетико-стилевого характера: нового понимания феномена «художественная традиция» и «диалог с традицией» в эпоху модернизма. Сопоставление разных форм «диалога с прошлым» в русской культуре начала ХХ в. и в творчестве лидера европейского художественного ретроспективизма И.Ф. Стравинского дало основание использовать понятие «пассеизм» для характеристики особого французского типа наследования уроков предшественников. Вводя понятие «пассеизм», в отличие от принятого в российском музыкознании «музыкальный неоклассицизм», и аргументируя результативность его применения, автор статьи стремится выявить свойственную французской композиторской школе идею сохранения почвенных — просодия, риторика, форма — основ традиции как способа национальной самоидентификации.
Об авторе
Галина Анатольевна ЕременкоРоссия
кафедра истории музыки,
профессор
Советская ул., д. 31, Новосибирск, 630099, Россия
кандидат искусствоведения, профессор
ORCID 0000-0003-2904-6339; SPIN 2781-0871
Список литературы
1. Глебов И. (Асафьев Б.) Французская музыка и ее современные представители // Зарубежная музыка ХХ века : материалы и документы. Москва, 1975. С. 112—126.
2. Бенуа А.Н. Мои воспоминания : [в 2-х кн.]. Москва, 2003. Кн. 2. 640 с.
3. Зедльмайр Х. Искусство и истина. Теория и метод истории искусства/ пер. с нем. Ю.Н. Попова. Санкт-Петербург, 2000. 271 с.
4. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. Москва, 1991. С. 230—263.
5. Кривицкая Е.Д. Музыка Франции: век двадцатый. Эстетика, стиль, жанр. Санкт-Петербург ; Москва, 2012. 336 с.
6. Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX — начало XX в. / сост., пер., вступ. ст. и коммент. А. Бушен. Ленинград, 1972. 376 с.
7. Онеггер А. О музыкальном искусстве: пер. с франц. 2-е изд. Ленинград, 1985. 215 с.
8. Хренов Н.А., Сайко Е.А. Международная конференция «Искусство эпохи надлома империи: религиозные, национальные и философско-эстетические аспекты» (17—19 мая 2010 г., Россия) [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. 2010. № 2. URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/31.html&j_id=3 (дата обращения: 18.02.2019).
9. Хренов Н.А. Восприятие времени в эпоху надлома империи: от футуризма к пассеизму // Теория художественной культуры. Вып.14. Москва, 2012. С. 5—119.
10. Сиднева Т.Б. Современное искусство в ситуации смены парадигм // Теория художественной культуры. Вып. 14. Москва, 2012. С. 120—134.
11. Дугин А.Г. Консерватизм как явление: возможна ли его общая теория? [Электронный ресурс] // Философия права. 2009. № 4 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/konservatizm-kak-yavlenie-vozmozhna-li-ego-obschaya-teoriya (дата обращения: 19.02.2019).
12. Левая Т.Н. Двадцатый век в зеркале русской музыки. Санкт-Петербург, 2017. 423 с.
13. Варунц В.П. Музыкальный неоклассицизм : исторические очерки. Москва, 1988. 80 c.
14. Дебюсси К. Статьи. Рецензии. Беседы / пер. с франц. Москва ; Ленинград, 1964. 278 с.
15. Кремлев Ю. Камиль Сен-Санс. Москва, 1970. 328 с.
16. Outil de consultation du Dictionnaire de l’Académie Française. 9 edition (de A a Sabeisme). URL: https://academie.atilf.fr/9/consulter/passeism?page=1 (дата обращения: 18.04.2019).
17. Чебуркина М.Н. «Галантный стиль», «рококо», «маньеризм», «декаданс» в системе французской «музыки барокко» // Музыковедение. 2011. № 3. С. 2—11.
18. Hearz D., Brown B.A. Classical // The New Grove Dictionary of Music and Musicans (29 Volumes). London, 1980. Vol. 4. URL: http://intoclassics.net/news/2016-01-14-31751 (дата обращения: 20.02.2019).
19. Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века : самосознание эпохи и музыкальная практика. Москва, 1996. 189 с.
20. И.Ф. Стравинский — публицист и собеседник / сост. В. Варунц. Москва, 1988. 501 с.
21. Друскин М.С. Из истории французской музыки // О западноевропейской музыке ХХ века. Москва, 1973. С. 92—127.
22. Фалалеева-Руденко Е.И. Франкоязычные сочинения И.Ф. Стравинского (к вопросу о полиязычии в музыке ХХ века) // Русско-французские музыкальные связи : сб. науч. статей. Санкт-Петербург, 2003. С. 178—192.
23. Колмогорова Н.В. Проблемы формы во французской музыке: автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. Москва, 1998. 25 с.
24. Розеншильд К.К. Музыка во Франции XVII — начала XVIII века. Москва, 1979. 168 с.
25. Корто А. О фортепианном искусстве. Москва, 2005. 246 с.
Рецензия
Для цитирования:
Еременко Г.А. Пассеизм в музыкальной культуре Франции. Обсерватория культуры. 2019;16(2):171-182. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-171-182
For citation:
Eremenko G.A. Passeism in the Musical Culture of France. Observatory of Culture. 2019;16(2):171-182. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-171-182