Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Идентификация продуктивной парадигмы художественной культуры Якутии

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-3-251-262

Полный текст:

Реферат

Статья посвящена теоретическому осмыслению художественной культуры Якутии XX—XXI вв., впервые проводящемуся с позиций методологических концепций М. Мамардашвили — А. Пятигорского и теории модернизации Ш. Эйзенштадта. Автор конструирует модель определения свойств и характеристик складывающейся культурной парадигмы, обозначая ее термином «этномодерн». Научная новизна работы определяется отсутствием в региональном искусствоведении и культурологии исследований, ориентированных на методологическую новацию в философии искусства. Выявление закономерностей и особенностей формирования современного регионального искусства актуально, поскольку способствует описанию культурных систем и кодов многонациональной России. В исследовании ставятся задачи классификации якутской художественной культуры (начиная с домодерна и заканчивая постмодерном) и типологии символических конструктов сознания, присущих искусству указанных этапов. Современное состояние креативной культуры Якутии определено через потенциал театрального, кинематографического, изобразительного и музыкального искусств (этномодерн и этнопремодерн). Методы междисциплинарных исследований позволяют выделить этнообразующие конструкты художественной культуры Якутиии, разные символические категории сознания в духовном ландшафте региона и предложить авторскую версию анализа этапов развития европейской культуры на примере искусства национального региона. Обозначены две основные тенденции, оперирующие символическими конструктами мифологического или метафизического типа конципирования. Результатом проведенного исследования является авторская концепция новой парадигмы креативной культуры Якутии (этномодерн), сочетаемая с состоянием этнопремодерна. Раскрыты особенности данной парадигмы, потенциал саморазвития и соотношение с принятой классификацией этапов европейской эволюции культуры.

Об авторе

Алексей Григорьевич Пудов
Якутская государственная сельскохозяйственная академия
Россия

кафедра социально-гуманитарных дисциплин,
доцент,

Сергеляхское шоссе, 3 км, д. 3, Якутск, 677007, Россия

кандидат философских наук

ORCID 0000-0001-6215-9461; SPIN 1902-7104



Список литературы

1. Покатилова И.В. Пластический фольклор в художественной культуре Якутии : [монография]. Новосибирск : Наука, 2013. 184 с.

2. Покатилова И.В. К проблеме формирования системы искусств в Якутии // Культура и цивилизация. 2018. Том 8. № 2 А. С. 159—165.

3. Романова Е.Н., Никифорова В.С. Эпическое наследие народа саха в XX веке: «советский эксперимент» // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2013. Том 12, выпуск 3: Археология и этнография. С. 114—122.

4. Данилова Н.К. «Воображаемое пространство»: геопоэтика северных территорий. [Электронный ресурс] // Общество: философия, история, культура. 2019. № 1 (57) : сетевое издание. DOI: 10.24158/fik.2019.1.26.

5. Каган М.С. О субстанции, строении и функциях культуры (к вопросу об основаниях культурологии) // Личность. Культура. Общество, 2004. Т. 6. № 2 (22). С. 123—134.

6. Пудов А.Г. Символическая экспликация эволюции этнокультуры: на примере народа саха // Философия и культура. 2018. № 1 (121). С. 32—38. DOI: 10.7256/2454-0757.2018.1.25165.

7. Олонхо // Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс] // URL: https://bigenc.ru/literature/text/2685640 (дата обращения: 16.03.2019).

8. Демина Н.А. Художественный анализ «Троицы» Рублева [Электронный ресурс] // «Андрей Рублев.Ру» : сайт. URL: http://andrey-rublev.ru/demina-troitsa-analyse-7.php (дата обращения: 16.03.2019).

9. Eisenstadt S.N. Multiple Modernities // Daedalus. Vol. 129. No. 1. P. 1—29. URL: http://blog.wbkolleg.unibe.ch/wp-content/uploads/Eisenstadt_Multiple-Modernities.pdf (дата обращения: 16.03.2019).

10. Каган М.С. Морфология искусства. Ленинград : Искусство, Ленингр. отд.-ние, 1972. 440 с.

11. Мамардашвили М.К. Необходимость себя: введение в философию : Доклады. Статьи. Философские заметки. Москва : Лабиринт, 1996. 431 с.

12. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. Москва : Школа «Языки русской культуры», 1997. 224 с.

13. Мамардашвили М.К. Философские чтения. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2002. 824 с.

14. Пудов А.Г. Эстетика символического в эпоху транзитивной социальной реальности. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2014. 335 с.

15. Пастуро М. Символическая история европейского средневековья / М. Пастуро ; [пер. с фр. Е. Решетниковой]. Санкт-Петербург : Alexandria, 2012. 447 с. URL: http://historylib.org/historybooks/Mishel-Pasturo_Simvolicheskaya-istoriya-evropeyskogo-srednevekovya/2 (дата обращения: 16.03.2019).

16. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения : работы разных лет. Москва : Сов. художник, 1984. 272 с. (Б-ка искусствознания).

17. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. Санкт-Петербург, Петрополис, 1999. 240 с.

18. Ортега-и-Гассет Х. О точке зрения в искусстве [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega10.txt (дата обращения: 16.03.2019).

19. Никонова С.Б. Трагический герой модерна и кризис постмодернистского искусства // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Серия 6 : Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2003. Вып. 1 (№ 6). С. 34—43.

20. Капустина Л.Б. Ницше: «ApertoLibro» // Studia Culturae, 2014. Вып. 21. С. 37—52.

21. Подвойский Д.Г., Жураковская П.Б. (Свое)временность современного искусства: эстетические практики эпохи модерна и их теоретические описания // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия : Социология : Научный журнал. 2008. № 3. С. 38—52.

22. Титарь Е.В. Культурная идентичность и искусство: визуальные стратегии модерна и постмодерна // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия : Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. № 4. С. 55—59.

23. Пудов А.Г. Национальное бытие на театральных подмостках : к 110-му Юбилейному сезону Саха академического театра им. П.А. Ойунского. Якутск: СМИК, 2016. 88 с.

24. Пудов А.Г. Трансформация феномена этничности и вопросы этнокультурной модернизации в Республике Саха (Якутия) // Человек и Север : антропология, археология, экология : материалы всерос. науч. конф., г. Тюмень, 2—6 апреля 2018 г. Тюмень : ФИЦ ТюмНЦ СО РАН, 2018. Вып. 4. С. 415—419.

25. Иванова-Унарова З.И. Наследие древней культуры юкагиров и инуитов в современном искусстве Арктики // Арктика. XXI век. Гуманитарные науки. 2014. № 2 (3). С. 63—68.

26. Блискавицкий А.А. Символ и миф в философии Вячеслава Иванова // Философия и культура. 2013. № 7 (67). С. 942—950. DOI: 10.7256/1999—2793.2013.7.7024.

27. Розин В.М. Смерть культуры. Да здравствует культура! [Электронный ресурс] // Журнал «ИНТЕЛРОС — интеллектуальная Россия» : сайт. URL: http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting_09/material_sofiy/5483-smert-kultury-da-zdravstvuet-kultura.html (дата обращения: 16.03.2019).


Для цитирования:


Пудов А.Г. Идентификация продуктивной парадигмы художественной культуры Якутии. Обсерватория культуры. 2019;16(3):251-262. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-3-251-262

For citation:


Pudov A.G. Identification of the Productive Paradigm of the Artistic Culture of Yakutia. Observatory of Culture. 2019;16(3):251-262. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-3-251-262

Просмотров: 32


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)