Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Музыкальный магазин как социокультурный феномен

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-214-223

Реферат

Предметом исследования в данной статье является вопрос о роли и месте музыкального магазина как явления в истории культуры. Располагаясь «на стыке» исторического и социокультурного музыковедения, ранее он в данном ракурсе не рассматривался. Актуальность темы связана с тем, что изучение феномена музыкального магазина во всей его многогранности дает возможность по-новому взглянуть на разные аспекты музыкально-общественной жизни: историю исполнительского искусства, концертную практику, музыкальный менеджмент, развитие музыкального инструментария, книго- и нотоиздательства. Освещаются вопросы возникновения музыкальных магазинов (на основе книжных лавок с расширенным ассортиментом продукции, издательств, фабрик по производству музыкальных инструментов); их локации, а также различные аспекты функционирования (в том числе в системе музыкального менеджмента, образования и просвещения). На примере самых известных магазинов Москвы и Петербурга конца XVIII — начала XX в. показано, что в истории отечественной культуры музыкальные магазины играли ярко выраженную культуртрегерскую роль. В частности, при музыкальных магазинах организовывались читальни и библиотеки, при их посредничестве устраивались концерты, в их недрах вырастали квалифицированные кадры музыкальной индустрии. Отмечается, что особенно явно просветительская функция музыкального магазина проявлялась в провинции, где он становился заметным культурным и интеллектуальным центром. Обозначены основные направления дальнейших научных изысканий в данной и смежных областях знания, прослеживается судьба данной институции в наши дни: изменение форм работы, уход в онлайн-пространство.

Об авторе

Елена Марковна Шабшаевич
Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке
Россия

кафедра философии, истории, теории культуры и искусства,

профессор

Маршала Соколовского ул., д. 10, Москва, 123060, Россия

доктор искусствоведения, доцент

ORCID 0000-0003-4608-5081; SPIN 1318-9244



Список литературы

1. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века : в 2 т. Т. 2. Москва ; Ленинград : Государственное изд-во. Музыкальный сектор, 1928. С. 364—369.

2. Ломтев Д.Г. Первые немецкие музыкальные издательства в России // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2009. № 5. С. 92—99.

3. Пуртов Ф.Э. Немецкие нотоиздатели Санкт-Петербурга конца XVIII — первой четверти XIX века : дис. ... канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2000. 287 с.

4. Вольман Б.Л. Русские печатные ноты XVIII века. Ленинград : Государственное муз. изд-во, 1957. 293 с.

5. Белов С.В. Музыкальные издательства Петербурга второй половины XIX века // Макушинские чтения. 1994. № 3. С. 30—32.

6. Шабшаевич Е.М. Фортепианная музыка в концертной жизни Москвы XIX столетия : монография. Москва : Московская консерватория, 2014. 648 с.

7. Белов С.В. Музыкальное издательство П.И. Юргенсона. Санкт-Петербург : Рос. нац. б-ка, 2001. 130 с.

8. Pleyel : The Beautiful Story [Электронный ресурс] // Pleyel : сайт. URL: http://www.pleyel.com/en/histoire.html (дата обращения: 12.03.2019).

9. В Москве открылся шоу-рум Kawai [Электронный ресурс] // Kawai : сайт. URL: http://kawai.ru/news/v-moskve-otkrylsya-shou-rum-kawai/ (дата обращения: 12.03.2019).

10. «Аккорд» — магазин музыкальных инструментов [Электронный ресурс] // Салон «Аккорд» : сайт. URL: http://www.accordmusic.ru/ (дата обращения: 12.03.2019).

11. Hatano S. Bechstein-Saal : A Lost Chamber Music Hall in Berlin // Journal of Musicological Research. Jul-Sep. 2017, Vol. 36. Issue 3, p. 234—251.

12. Stargardt-Wolff E. Wegbereiter grosser Musiker. Berlin : Bote & Bock, 1954. 312 S.

13. Simeone N. Gutmann, Albert J. // The New Grove Dictionary of Music and Musicians : [in 29 vol.] /ed. by S. Sadie, execut. ed. J Tyrell. 2-nd ed. New York : McMillan, 2001. Vol. 10. P. 605.

14. Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? : [история одного корпоративного преступления]. Москва : Классика-XXI, 2004. 587 с. URL: https://itexts.net/avtor-norman-lebreht/144339-kto-ubil-klassicheskuyu-muzyku-norman-lebreht/read/page-7.html (дата обращения: 12.03.2019).

15. The newest plan and guide of Vienna and its immediate environs. Vienna : R. Lechner, 1891. 96 р. // Internet Archive. University of California Libraries : сайт. URL: https://archive.org/details/newestplanguideo00lech/page/86 (дата обращения: 12.03.2019).

16. Кашкин Н.Д. Русское Музыкальное Общество (по личным воспоминаниям) // Московский еженедельник. 1908. № 21. С. 52—53.

17. Бартенев С. Из путевых воспоминаний пианиста / Театральные и музыкальные известия // Московские ведомости. 1892. 12 октября. № 283. С. 3.

18. Herman Wolf [Электронный ресурс] // Tchaikovsky research : сайт. URL: http://en.tchaikovsky-research.net/pages/Hermann_Wolff (дата обращения: 15.01.2019).

19. Яскажук Т.С. Развитие и современное состояние информационной инфраструктуры музыкальной деятельности // Вестник Томского гос. ун-та. 2008. № 306. С. 45—48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-i-sovremennoe-sostoyanie-informatsionnoy-infrastruktury-muzykalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.01.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Шабшаевич Е.М. Музыкальный магазин как социокультурный феномен. Обсерватория культуры. 2019;16(2):214-223. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-214-223

For citation:


Shabshaevich E.M. Music Store as a Socio-Cultural Phenomenon. Observatory of Culture. 2019;16(2):214-223. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-214-223

Просмотров: 7010


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)