Произведения Александра Дюма в творчестве Александра Бенуа
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-184-195
Реферат
Исследуется проблема интерпретации литературного источника в визуальном творчестве А.Н. Бенуа. Выявлены и проанализированы новые источники его произведений: исторические романы А. Дюма-отца. Вопрос о роли романов А. Дюма, посвященных истории Франции XVII и XVIII столетий, в творчестве А. Бенуа никогда не становился объектом исследования, этим фактом определяется актуальность данной статьи. Научная новизна работы заключается в выявлении новых литературных источников творчества А. Бенуа: романов Дюма «Жозеф Бальзамо (Записки врача)», (1846—1848); «Людовик XIV и его век» (1844); «Людовик XV и его эпоха» (1849) и установлении параллелей между ними и изобразительной практикой художника: живописью, графикой и искусством оформления книги. Автор анализирует содержание воспоминаний художника, его литературных произведений и дневников, а также дневников Е. Лансере и дополняет эти сведения сравнительным текстологическим анализом воспоминаний А. Бенуа и романов А. Дюма в русскоязычных переводах. Этот метод позволяет углубить формальный анализ произведений А. Бенуа (в первую очередь двух Версальских серий) и отчасти раскрыть механизм сложного образного синтеза в художественном сознании на рубеже XIX— XX столетий, на основе которого они создавались, расширить существующие представления о литературных источниках творчества художника. Автор делает вывод о том, что романы Дюма «Жозеф Бальзамо», «Людовик XIV и его век» оказали влияние на восприятие художником темы придворной культуры и Версаля в историческом, культурном и природном аспектах. Это выразилось в обращении к сюжету «кормления рыб» в конце 1890-х гг., в формировании образов Версаля и короля Людовика XIV в старости. Установлено, что роман «Жозеф Бальзамо» повлиял на создание Бенуа образа повседневного Трианона в прошлом. Тогда же под влиянием романа «Людовик XV и его эпоха» художник обратился к трактовке образа маркизы де Помпадур как «султанши». Кроме того, три мушкетера — герои одноименного романа Дюма, помещены в рисунок титульного листа альбома Бенуа «Версаль». При этом важно, что речь идет не о прямом иллюстрировании романов, а именно о творческом процессе создания образной системы и становления стилистики художника.
Об авторе
Анна Евгеньевна ЗавьяловаРоссия
отдел русского искусства XVIII — начала XX в.,
ведущий научный сотрудник
Пречистенка ул., д. 21, Москва, 119034, Россия
кандидат искусствоведения
ORCID 0000-0003-2704-0486; SPIN 6024-1129
Список литературы
1. Бенуа А.Н. Мои воспоминания : в 5 кн. Кн. 1—3. Москва : Наука, 1993. 711 с. (Лит. памятники).
2. Бенуа А.Н. Версаль // Версальские грезы Александра Бенуа. Русский музей представляет : альманах. Вып. 274. Санкт-Петербург : Palace Editions, 2010. 71 c.
3. Дурылин С.Н. Александр Дюма-отец и Россия // [Русская культура и Франция : в 3 т. Т. 2] : Т. 31/32. Москва : Журнально-газетное объединение, 1937. С. 491—562. (Литературное наследство).
4. Бенуа А.Н. Дневник 1906 года // Наше наследие. 2006. № 77. С. 72—104.
5. Бенуа А.Н. Мои воспоминания : в 5 кн. Кн. 4—5. Москва : Наука, 1993. 743 с. (Лит. памятники).
6. Дюма А. Жозеф Бальзамо / [пер. с фр. И. Г. Русецкого и др.]. Москва : Альфа-книга, 2017. 1165 с. (Полное иллюстрированное издание в одном томе).
7. Завьялова А.Е. Произведения Арнольда Бёклина в творчестве Александра Бенуа // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2018. Т. 8. № 3. С. 420—436.
8. Дюма А. Людовик XIV и его век / [пер. с фр. Н. Щиглева и Е. Сутоцкой]. Москва : Альфа-книга, 2017. 780 с. (Полное иллюстрированное издание в одном томе).
9. Лансере Е.Е. Дневники : [в 3 кн.] Кн. 1: Воспитание чувств. Москва : Искусство-XXI век, 2008. 735 с.
10. Завьялова А.Е. Гравюры по рисункам Адольфа Менцеля в творчестве Александра Бенуа // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 1. С. 74—81. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-1-74-81.
11. Бенуа А.Н. Дневник. 1918—1924. Москва : Захаров, 2010. 816 с.
12. Бенуа А.Н. Дневник 1905 года // Наше наследие. 2001. № 57. С. 48—78.
13. Бенуа А.Н. Дневник 1905 года. Окончание // Наше наследие. 2001. № 58. С. 104—125.
14. Эрнст С.Р. Александр Бенуа. Петроград : Комитет популяризации худож. изд. при Рос. акад. истории материальной культуры, 1921. 99 с.
15. Рязанский областной художественный музей : [альбом репрод.] / [авт.-сост. Т.Л. Щеглова]. Москва : Изобразительное искусство, 1978. 90 с.
16. Завьялова А.Е. «Игрушечный, кукольный, загадочный мир»: образы марионеток в творчестве Александра Бенуа // Артикульт. 2017. № 3 (27). С. 34—39.
17. Stein P. Madame de Pompadour and the harem images at Bellevue // Gazette des Beaux-Arts. 1994, janvier (Vol. CXXIII). P. 29—44.
18. Stein P. Amédée Van Loo’s Costume turc: the French Sultana // The Art Bulletin. 1996. September (Vol. LXXVIII), № 3. Р. 417—438.
19. Дюма А. Людовик XV и его эпоха : [роман]. Москва : ТЕРРА : Книжный клуб Книговек, 2016. 320 с.
20. Бенуа А.Н. История живописи [всех времен и народов]: [ч. 1. Пейзажная живопись] : в 4 т. Т. 3. Общая часть. Вып.16. Санкт-Петербург : Шиповник, 1912. С. 441—518.
Рецензия
Для цитирования:
Завьялова А.Е. Произведения Александра Дюма в творчестве Александра Бенуа. Обсерватория культуры. 2019;16(2):184-195. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-184-195
For citation:
Zavyalova A.E. Alexandre Dumas’s Works in the Art of Alexandre Benois. Observatory of Culture. 2019;16(2):184-195. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-184-195