Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Художественное восприятие древнерусских фресок протоевангельского цикла Мирожского монастыря

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-4-434-446

Полный текст:

Реферат

В статье раскрыты художественные особенности древнерусских фресок протоевангельского цикла Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря города Пскова, посвященного жизни родителей Пресвятой Девы Марии, а также ее детству и юности. Рассмотрена краткая история возникновения первых художественных изображений Богородицы, житийных богородичных и протоевангельских циклов в истории мирового искусства и в монументальной живописи в период II — XII веков. В предшествующих научных публикациях внимание уделялось истории создания монастыря, раскрытию древнерусской фресковой техники и технологии, условиям сохранности фресок, а также главным персонажам и содержанию сцен. Новизна данного исследования заключается в анализе художественных особенностей композиций протоевангельского цикла Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря и в раскрытии более узкой темы, которая недостаточно полно освещена в специальной литературе и требует дальнейших углубленных исследований: современного восприятия древнерусских фресок. Анализируются художественные особенности дополнительных, второстепенных деталей фона фресок, являющихся уникальными по своей подробности для средневекового периода становления христианства на Русских землях. Автор делает акцент на восприятии нашими современниками особенностей композиции и колорита фона фресок протоевангельского цикла Мирожского монастыря в сопоставлении с аналогичными сценами средневековой стенописи в храмах Киева, Великого Новгорода, Полоцка и других городов. Художественные композиции Спасо-Преображенского собора были разработаны по инициативе одного из образованнейших людей своего времени — архиепископа Нифонта и выполнены приглашенными в Псков для росписи стен византийскими мастерами в первой половине XII столетия. Фрески протоевангельского цикла расположены в отдельном юго-западном компартименте под хорами. Статья органично дополняет публикации, посвященные анализу евангельских сцен, Деяний апостолов, пророков и мучеников, житийного цикла Климента папы Римского, изображенных в росписях Мирожского монастыря.

Об авторе

Надежда Анатольевна Киселева
Псковский государственный университет
Россия

кафедра психологии,
доцент

Ленина пл., д. 2, Псков, Псковская область, 180000, Россия

кандидат психологических наук, доцент

ORCID 0000-0002-4343-3530; SPIN 7659-5519



Список литературы

1. Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Москва : Северный паломник, 2002. 80 с. (Памятники художественной культуры Древней Руси).

2. Лазарев В.Н. История византийского искусства : в 2 т. Т. 1. Москва : Искусство, 1986. 194 с.

3. Власов В.Г. Образы и композиции Богородичного цикла [Электронный ресурс] // Идеи христианства в искусстве Востока и Запада (опыт сравнительной иконографии). URL: http://encikmaster.com/page,10,east_and_west.html (дата обращения: 20.05.2019).

4. Богородица // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 5 : Бессонов — Бонвеч. Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2002. С. 486—504. URL: http://www.pravenc.ru/text/149527.html (дата обращения: 20.05.2019).

5. Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de ľEnfance de la Vièrge dans ľ Empire Byzantin et en Occident. Bruxelles, 1964. Vol. I. P. 89—121.

6. Иакова Протоевангелие. Иконография // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 20 : Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь — Иверия. Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2009. С. 567—576. URL: http://www.pravenc.ru/text/200365.html (дата обращения: 20.05.2019).

7. Лазарев В.Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. Москва : Искусство, 2000. 304 с.

8. Смирнова С.Н. Протоевангельский цикл Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря // Кириллов : краеведческий альманах. Вып. 6. Вологда : Русь, 2005. С. 202—216. URL: http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=2449 (дата обращения: 20.05.2019).

9. Rozycka-Bryzek A. Bizantynsko-ruskie malowidla scienne w kaplicy zamku lubelskiego. Warszawa : Panstw. wyd-wo naukowe, 1983. 212 p.

10. Лифшиц Л.И. Очерки истории живописи древнего Пскова. Середина XIII—начало XV века : становление местной художественной традиции : дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.04. Москва : Северный паломник, 2004. 471 с.

11. Царевская Т.Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород : Дмитрий Буланин, 1999. 196 с.

12. Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески : 2-е изд. Москва : Северный паломник, 2009. 228 с.

13. Киселева Н.А., Киселева С.К. О свойствах пигментов древнерусских фресок // Сборник материалов международных научно-практических конференций (июнь 2018) / под ред. А.А. Коротких. Москва : Центр научного развития «Большая книга», 2018. С. 175—181.

14. Киселева Н.А., Киселева С.К. Состав и свойства красок средневековых фресок // Материалы международной научной конференции «Высокие технологии и инновации в науке» : сборник избранных статей. Санкт-Петербург : ГНИИ «Нацразвитие», 2018. С. 165—170.

15. Киселева Н.А. Художественные особенности фона фресок Мирожского монастыря // Псков : Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2018. № 49. С. 135—142.

16. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI—XV вв. Москва : Искусство, 1973. 456 с. (Из истории мирового искусства).

17. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря [Электронный ресурс] // Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник : официальный сайт. URL: http://museum.pskov.ru/virtual/museum/mirojskata (дата обращения: 20.05.2019).

18. Рожнятовский В.М. Рукотворенный свет : световые эффекты как самостоятельный элемент декорации восточнохристианского храма. Санкт-Петербург : Изд-во Европейского ун-та, 2012. 480 с.

19. Балабаев Н.В. Изображения гор в росписи Мирожского монастыря // Земля псковская, древняя и социалистическая : краткие тез. докладов. Псков : б. и., 1987. С. 84—86.


Для цитирования:


Киселева Н.А. Художественное восприятие древнерусских фресок протоевангельского цикла Мирожского монастыря. Обсерватория культуры. 2019;16(4):434-446. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-4-434-446

For citation:


Kiseleva N.A. Contemporary Perception of the Protoevangelium Ancient Frescoes of the Mirozhsky Monastery. Observatory of Culture. 2019;16(4):434-446. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-4-434-446

Просмотров: 134


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)