Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Креативные индустрии: опыт применения практико-ориентированного подхода в российском современном образовании

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-3-240-250

Реферат

Сфера креативных индустрий представляет собой вид деятельности, основанный на применении творческого подхода. За счет сложного состава областей производства, относимых к креативным индустриям, и меж­дисциплинарности подходов к их изучению в настоящее время не выработана консолидированная позиция относительно их определения, состава, классификации и сущностных характеристик. В то же время многие исследователи считают, что именно деятельность в области креативных индустрий имеет способность к развитию человеческого потенциала. Включение темы, принципов и подходов креативных индустрий в образовательный процесс высших учебных заведений России отвечает тенденциям развития образовательной сферы, связанным с формированием нужных в современных условиях метапредметных навыков и умений. В тех ситуациях, когда нет возможности и необходимости внедрения в образовательные программы специализированных учебных курсов по креативным индустриям, таких же положительных результатов можно достигнуть с помощью применения практико-ориентированного подхода по отношению к дисциплинам, предусмотренным учебными планами, учебным и производственным практикам, образовательным мероприятиям. Посредством знакомства с творческими бизнесами, разработками собственных креативных проектов учащиеся имеют возможность расширить будущее профессиональное поле, применять знания, полученные в том числе в результате изучения широкого спектра дисциплин для решения реальных проблем в общественной жизни. Практико-ориентированный подход в образовательных программах может быть воплощен в формах специализированных образовательных программ, проектных семинаров (конкурсов, инкубаторов) и просветительских событиях. В статье рассмотрены практические примеры указанных форматов, реализованных Агентством «Творческие индустрии» в период с 2015 по 2018 г. в партнерстве с рядом государственных образовательных учреждений высшего образования (Московской высшей школой социальных и экономических наук, Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московским городским университетом управления Правительства Москвы, Петрозаводским государственным университетом, Сибирским федеральным университетом) и учреждениями культуры.

Об авторе

Анастасия Юрьевна Трубецкая
Агентство «Творческие индустрии»
Россия

руководитель проектов

Ленинская Слобода ул., д. 19, Москва, 115280, Россия

кандидат философских наук

ORCID 0000-0003-2004-8557; SPIN 7758-1937



Список литературы

1. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / пер. с нем. Москва : Медиум ; Санкт-Петербург : Ювента, 1997. 312 с.

2. Miege B. The cultural commodity // Media, Culture and Society. 1979. № 1. P. 297—311.

3. Miege В. The logics at work in the new cultural industries // Media, Culture and Society. 1987. № 9. P. 273—289.

4. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой. Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 456 с.

5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / пер. с англ. Москва : Классика-XXI, 2007. 421 с.

6. Лэндри Ч. Креативный город / пер. с англ. Москва : Классика-XXI : Ин-т культурной политики, 2006. 397 с.

7. Хокинс Дж. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги / пер. с англ. Москва : Финансовая корпорация Открытие : Классика-XXI, 2011. 253 с.

8. Зеленцова Е.В. Творческие индустрии: теории и практики // Москва : Классика-XXI, 2010. 237 с.

9. Creative Industries Mapping Documents (1998) [Электронный ресурс] // Department for Culture, Media & Sport of the United Kingdom : government website. URL: https://www.gov.uk/government/publications/creative-industries-mapping-documents-1998 (дата обращения: 06.11.2018).

10. Бюллетень о сфере образования «Образование и креативная индустрия в зеркале международных и отечественных практик» [Электронный ресурс] // Аналитический центр при Правительстве РФ. 2017. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/14525.pdf (дата обращения 06.11.2018).

11. Зеленцова Е.В. Государственная поддержка креативных индустрий // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1. С. 73—80.

12. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] / Агентство стратегических инициатив. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения 06.11.2018).

13. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения / редкол. Б.П. Есипов, Ф.Ф. Королев, С.А. Фрумов ; сост. Н.И. Блонская, А.Д. Сергеева. Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 696 с.

14. Алферьев С.С. Практико-ориентированная система профессиональной подготовки будущих менеджеров в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 24 с.

15. Вербицкий А.А. Проблемы проектно-контекстной подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2015. № 4. С. 2—8.

16. Бокарев М.Ю. Профориентированный процесс обучения в комплексе «лицей-вуз»: теория и практика: дис. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2001. 287 с.

17. Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Практикоориентированный подход [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 43—46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktikoorientirovannyy-podhod (дата обращения: 09.03.2019).

18. Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 1. С. 24—37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-orientirovannye-tehnologii-obucheniya-v-sisteme-vysshego-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 09.03.2019).

19. Корнеев Д.Н. Практико-ориентированная подготовка будущих менеджеров к профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004. 169 с.

20. Мычко Е.И. Практико-ориентированные технологии в современном профессиональном обучении [Электронный ресурс] // Преподаватель XXI век. 2016. № 2. С. 61—64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiko-orientirovannye-tehnologii-v-sovremennom-professionalnom-obuchenii (дата обращения: 09.03.2019).

21. Петрова И.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов вузов в ходе практико-ориентированного обучения: на примере строительных специальностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2010. 30 с.

22. Рыблова А.Н. Система управления профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельностью студентов вуза: дис. ... д-ра пед. наук. Тольятти, 2004. 448 с.

23. Северов В.Г. Практико-ориентированная профессиональная подготовка кадров в колледже для сферы малого бизнеса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2012. 37 с.

24. Стахиева Е.В. Готовность студента к освоению практико-ориентированного подхода в обучении (на примере специальности «Связи с общественностью») [Электронный ресурс] // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2008. № 1. С. 155—158. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-studenta-k-osvoeniyupraktiko-orientirovannogo-podhoda-v-obuchenii-na-primere-spetsialnosti-svyazi-s-obschestvennostyu (дата обращения: 09.03.2019).

25. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности // Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов : сборник статей. Москва : Междунар. науч.-исслед. ин-т проблем управления, 1983. С. 153—178.


Рецензия

Для цитирования:


Трубецкая А.Ю. Креативные индустрии: опыт применения практико-ориентированного подхода в российском современном образовании. Обсерватория культуры. 2019;16(3):240-250. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-3-240-250

For citation:


Trubetskaya A.Yu. Creative Industries: The Experience of Practice-Oriented Approach Application in the Modern Russian Education. Observatory of Culture. 2019;16(3):240-250. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-3-240-250

Просмотров: 1953


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)