Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Преодоление культурного и образовательного консерватизма – путь к новым моделям образования

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-128-141

Реферат

Статья посвящена поиску путей преодоления консерватизма в культурных и образовательных практиках, анализу традиционных и инновационных опытов в современном образовании. Образование рассматривается как феномен, имеющий двойственную природу, тесно связанную с развитием культурной традиции и цивилизационных новаций. В статье используется междисциплинарный подход, связывающий идеи социальной философии, культурологии, социологии, психологии, теории и практики образования. Показано, что в условиях социальной турбулентности, непредсказуемости и неопределенности, постоянного ускорения технологических и социальных процессов культурные и образовательные практики отстают от запросов современного общества. Укорененные в ядре культурной и образовательной матрицы, они сдерживают развитие нашего общества, в которое пришли новые поколения, родившиеся в условиях информационной и цифровой революции. У этих поколений различные мировосприятие, ценности, отношение к карьере, свободному времени, морально-этическим вопросам, экологии и безопасности. Их жизненная стихия — виртуальный мир и мир современных гаджетов со всеми вытекающими последствиями. Поколенческий разлом усугубляет проблемы в системе образования, которое меняется очень медленно. Новые поколения необходимо учить не традиционно, а с учетом их потребностей и новых технологий. Приводится ряд конкретных примеров, связанных с точками роста культурных и, особенно, образовательных инноваций. Предложен ряд действий, которые могут привести к формированию новых моделей высшего образования, соответствующих запросам современного общества, университетам нового типа, так называемым цифровым, или университетам 4.0. Кроме этого обращается внимание на то, что в культуре и образовании существуют черты сходства и различия, как в их природе, так и в функционировании. Культура и образование взаимообусловлены, что не отменяет существенных различий между ними. Культура по своему естеству — самоконструирующаяся система, а образование выстраивается в соответствии с определенным целеполаганием. Авторы считают оптимальным вариант, когда в процессах взаимодействия и особенно взаимовлияния культуры и образования приоритеты будут на стороне первой.

Об авторах

Арнольд Арамович Оганов
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина
Россия

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова,
философский факультет, кафедра эстетики,
профессор

Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, Москва 119991, Россия

Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина,
кафедра философии и культурологии,
заведующий

Неглинная, д. 6, Москва, 109012, Россия

доктор философских наук

ORCID 0000-0002-6385-2222; SPIN 3685-3796



Ирина Георгиевна Хангельдиева
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

факультет педагогического образования, кафедра истории и философии образования,
профессор

ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 52, Москва, 119991, Россия

доктор философских наук, профессор

ORCID 0000-0001-6823-7950; SPIN 3470-7532



Список литературы

1. Тоффлер Э. Шок от будущего / пер. с англ. Санкт-Петербург : Лань, 1997. 464 с.

2. Костикова И. О консерватизме в образовании // Высшее образование в России. 2004. № 7. С. 116—121.

3. Касаткин П.И. Реформа российского образования: консерватизм vs Либерализм // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Т. 6, № 5A. С. 93—103.

4. Видт И.Е. Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе: автореф. дис... докт. пед. наук. Тюмень, 2003. 382 с.

5. Шелкановцева М. Педагогический консерватизм как культурный феномен [Электронный ресурс] // Pandia.ru. URL: https://pandia.ru/text/77/433/15072.php (дата обращения: 11.03.2019).

6. Розова О.В. Культурные модели образования // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2018, 19 февраля [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/02/19/kulturnye-modeli-obrazovaniya (дата обращения: 11.03.2019).

7. Wissema J.G. Towards the Third Generation University : Managing the University in Transition. Cheltenham : Edward Elgar Publishing, 2009. 272 c.

8. Butler J., Gibson D. Research Universities in the Framework of Regional Innovation Ecosystem : The Case of Austin, Texas // Foresight. 2013. Vol. 7, № 27. P. 42—59.

9. Хангельдиева И.Г. Цифровая эпоха: возможно ли опережающее образование? // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2018. № 3. С. 48—61.

10. Уитли М. Лидерство и новая наука: Открывая порядок в хаотичном мире. Москва : Best Business Books, 2011. 210 с.

11. Mobilis in mobili : Личность в эпоху перемен / под общ. ред. А. Асмолова. Москва : ЯСК, 2018. 546 с.

12. Талеб Н. Черный лебедь: Под знаком непредсказуемости. Москва : Азбука-Аттикус, 2016. 736 с.

13. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество : Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. ; изд. 2-е, испр. и доп. Москва : Academia, 2004. 788 с.

14. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана ; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. Москва, 2000. 606 с.

15. Кастельс М. Галактика Интернет : размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург : У-Фактория, 2004. 328 с.

16. Образование для сложного общества : доклад / Global Education Futures [Электронный ресурс]. [Б. м.], 2018. 212 с. URL: https://futuref.org/educationfutures_ru (дата обращения: 11.03.2019).

17. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры : учеб. пособие для вузов. Москва : Аспект-Пресс, 1997. 686 с.

18. Раушенбах Б., Топоров А., Гаврюшин Н. и др. Синтез двух систем познания академика Раушенбаха : Сб. статей к столетию В.Б. Раушенбаха. Москва : Вегапринт, 2015. 288 с.

19. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека : Опыт персоналистической метафизики. Москва : Республика, 1995. 383 с.

20. Карпов А.О. Образование в отношении к истине // Вопросы философии. 2019. № 1. С. 56—67.

21. Беляева О.А. Психологические основания организации учебной деятельности в старшей школе // Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (17—18 декабря 2018 г.) / под ред. Е.Ю. Патяевой, Е.И. Шлягиной. Москва : Смысл, 2018. С. 350—353.

22. Штурвалов А. Поколение Z: как ставить задачи сегодняшним двадцатилетним? [Электронный ресурс] // VC.RU : интернет-ресурс. 2015, 22 сентября. URL: https://vc.ru/flood/10701-generation-z (дата обращения: 11.03.2019).

23. Будущее образования — глобальная повестка: доклад / Сколковский институт науки и технологий. [Москва], [2016]. 212 с. [Электронный ресурс]. URL: http://rusinfoguard.ru/wp-content/uploads/2016/12/GEF.Agenda_ru_full.pdf/ (дата обращения: 11.03.2019).

24. Винокуров Е. Художник, воспитай ученика... [Электронный ресурс] // Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Москва : Локид-Пресс, 2003. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/2852/ (дата обращения: 11.03.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Преодоление культурного и образовательного консерватизма – путь к новым моделям образования. Обсерватория культуры. 2019;16(2):128-141. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-128-141

For citation:


Oganov A.A., Khangeldieva I.G. Overcoming Cultural and Educational Conservatism is the Way to New Models of Education. Observatory of Culture. 2019;16(2):128-141. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-2-128-141

Просмотров: 874


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)