Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Роль объектного дизайна в формировании образности анимационного произведения. Опыт искусствоведческого анализа.

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-4-374-385

Полный текст:

Реферат

Проблематика данной статьи относится к области теоретического осмысления эмерджентного развития 3D-анимации в контексте современной экранной культуры, ее технологических, художественных, коммерческих особенностей. Предметом исследования является специфика проектирования анимационных объектов-персонажей и влияние аудиовизуального образа персонажа на эстетическую образность экранного произведения. В статье поставлена задача разграничения понятий «типаж», «визуальный образ», «аудиовизуальный образ», «художественный образ» и обоснование особенностей смысловых взаимосвязей между ними. Авторами аргументируется также принадлежность дизайна персонажа к полю объектного дизайна, выявляются основные фазы проектирования аудиовизуального образа объекта-персонажа и определяется его структурная роль в трансмедийных проектах. В процессе рассмотрения указанных аспектов привлекаются материалы из интервью и выступлений художников Александра Петрова, Михаила Тумеля, Максима Костенко.

Посредством дедуктивного метода в статье выделяются составляющие художественного образа экранного произведения с точки зрения предметно-пространственного наполнения. В кон­тексте решения определенных задач проводится сопоставительный анализ типажных ансамблей в различных техниках на примерах произведений отечественной и зарубежной мультипликации. Данный анализ позволяет выявить основные тенденции в формировании художественного пространства экранного произведения и рассмотреть коммерческие, технологические и эстетические аспекты разработки персонажей в современной трехмерной анимации.

Выводы данного исследования обеспечивают закрепление термина «объектный дизайн» в искусствоведческом поле и могут быть в дальнейшем использованы как в аналитической работе, так и в образовательном процессе по направлениям истории и теории искусства, медиатеории, режиссуры мультимедиа.

 

Об авторах

Яна Александровна Пархоменко
Академия медиаиндустрии

кафедра экранных искусств,
профессор

Октябрьская ул., д. 105, корп. 2, Москва, 127521, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0002-1916-3593; SPIN 9523-3880



Анатолий Юрьевич Луговцев
Академия медиаиндустрии
Россия

кафедра экранных искусств,
аспирант

Октябрьская ул., д. 105, корп. 2, Москва, 127521, Россия

ORCID 0000-0002-8571-5253; SPIN 1107-1864



Список литературы

1. Лукиных Н.В. О канадском Оскаре, ярославских мечтах и столичном открытии Александра Петрова [Электронный ресурс] // СК-Новости : газета. 2000. 14 июня. URL: http://www.animator.ru/articles/article.phtml?id=189 (дата обращения: 13.01.2019).

2. Ждан В.Н. Введение в эстетику фильма. Москва : Искусство, 1972. 327 с.

3. Монетов В.М. Выразительные возможности компьютерных технологий в творчестве художника экранных искусств: автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.03 // Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова. Москва, 2005. 24 с.

4. Сазонов А.П. Персонаж рисованного фильма. Москва : Всесоюз. гос. ин-т кинематографии, 1959. 29 с.

5. Смолянов Г.Г. Анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме. Москва : Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова, 2005. 111 с.

6. Луговцев А.Ю. Понятие объектного дизайна в экранных искусствах // Культура и искусство. 2017. № 3. C. 1—16.

7. Луговцев А.Ю. Объектный дизайн и аспекты зрелищности экранного произведения // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2017. № 4. С. 133—152.

8. Хитрук Ф.С. Профессия — аниматор : в 2 т. Москва : Гаятри, 2007. Т. 1. 304 с.

9. Ромм М.И. Избранные произведения : в 3 т. Москва : Искусство, 1982. Т. 3. 574 с.

10. Giardina С. The Jungle Book: How Jon Favreau Juggled Walt Disney’s Legacy and Digital Effects That Go Beyond “Avatar” [Электронный ресурс]. URL: https://www.hollywoodreporter.com/features/jungle-book-how-jon-favreau-884229 (дата обращения 01.02.2019).

11. Яцюк О.Г., Михайлов Ф.М. Плоскость экрана и пространство за экраном: анимация между модернизмом и реализмом // Наука телевидения. 2017. № 13.4. С. 104—121.

12. Глазычев В.Л. О дизайне : Очерки по теории и практике дизайна на Западе. Москва : Искусство, 1970. 190 с.

13. Menache A. Understanding Motion Capture for Computer Animation and Video Games. San Francisco : Morgan Kaufmann, 2000. 238 p.

14. Запрудин А.Г., Щербинин М.Н. Расчеловечивание персонажей кино. Смена позиции фигуры актера в современной индустрии развлечений // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. 2013. Вып. 31. С. 71—74.

15. Telotte J.P. Animating Space: from Mickey to Wall-e. Lexington, Kentucky, U.S. : University Press of Kentucky, 2010. 296 p.

16. Кривуля Н.Г. Анимационный персонаж: проблемы типологии // Arta. 2013. Т. 1, № 2 (XXII). С. 66—78.


Для цитирования:


Пархоменко Я.А., Луговцев А.Ю. Роль объектного дизайна в формировании образности анимационного произведения. Опыт искусствоведческого анализа. Обсерватория культуры. 2019;16(4):374-385. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-4-374-385

For citation:


Parkhomenko Y.A., Lugovtsev A.Yu. The Role of Object Design in the Creation of Ani­mation Imagery. Art Analysis Experience Observatory of Culture. 2019;16(4):374-385. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-4-374-385

Просмотров: 177


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)