Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

К вопросу об истории ранних ансамблей: инструментальные консорты в Англии на рубеже XVI—XVII веков

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-494-503

Полный текст:

Реферат

Актуальность обращения к заявленной теме обусловлена стремлением конкретизировать знания о малоизвестных в российском музыковедении инструментальных консортах (ансамблях), а также расширить имеющиеся представления о придворной культуре ренессансной Англии и ее музыкально-звуковом облике. Главным центром развития английских консортов был королевский двор Тюдоров — Генриха VIII и его дочери Елизаветы I. Время их расцвета пришлось на пик Золотого века английской культуры. В опоре на результаты научных изысканий западных ученых, доступные для изучения изобразительные и словесные источники очерчены вехи истории основных типов инструментального консорта в Англии — whole consort («цельный консорт»), состоящий из инструментов одного семейства, и broken consort («разбитый консорт»), сегодня часто отождествляемый с mixed consort («смешанный консорт»), соединяющий разнородные инструменты. Отмечается, что ранняя история recorder consort (консорт блокфлейт) в Англии была тесно связана с творческой деятельностью семьи венецианских музыкантов Бассано. Чрезвычайно востребованный в музыкальных кругах Англии consort of viol (консорт виол) первоначально сложился благодаря фламандским и несколько позднее итальянским музыкантам. Что касается mixed consort, объединившего исполнителей на виолах da gamba (да гамба) и da braccio (да браччо), лютне, бандоре, цистре и блокфлейте, то именно его, по устойчивой комбинации определенных музыкальных инструментов, стали именовать «английским». Анализ нотных антологий консортной музыки XVI—XVII вв. позволил обозначить отдельные жанровые и музыкально-стилевые ориентиры в ансамблевом репертуаре, в котором музыканты оттачивали принципы инструментальной полифонии и остроактуального для Нового времени stile concertante (концертный стиль).

Об авторе

Татьяна Вячеславовна Смирнова
Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки
Россия

кафедра истории музыки,
доцент

Советская ул., д. 31, Новосибирск, 630099, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0002-1051-1539; SPIN 3955-9228



Список литературы

1. Арнонкур Н. Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди / [пер. с нем. С.В. Грохотов]. Москва : Классика-XXI, 2015. 277 с.

2. The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001 (CD-ROM).

3. Караваева Е.Э. Внешняя политика и репрезентация королевской власти в эпоху Генриха VIII : 1509—1547 гг. : дис. … канд. ист. наук. Москва : Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2014. 323 с.

4. Edwards W. Introduction // Musica Britannica. V. 40 : Music for mixed consort. London, 1955. P. XIII-XV.

5. Lasocki D. The Recorder Consort at the English Court 1540—1673 [Электронный ресурс]. URL: http://music.instantharmony.net/AR-08-84.pdf (дата обращения: 28.02.2019).

6. Сапонов М.А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. Москва : Классика-XXI, 2004. 400 с.

7. Поспелова Р.Л. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. Москва, 2009. 711 с.

8. The Cipher for Viola da Gamba and Lute [Электронный ресурс]. URL: http://www.thecipher.com/viola_da_gamba_cipher.html (дата обращения: 28.02.2019).

9. Woodfield I. The Early History of the Viol. Cambridge University Press, 1988. 284 p.

10. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII веков / сост. текстов и общая вступ. статья В.П. Шестакова. Москва : Музыка, 1971. 688 с.

11. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / сост. текстов и общая вступ. статья В.П. Шестакова. Москва : Музыка, 1966. 574 с.

12. Castiglione B. Il Libro del Cortegiano [Электронный ресурс]. URL: http://www.letteraturaitaliana.net/pdf/Volume_4/t84.pdf (дата обращения: 28.02.2019).

13. Уилер Дж. Жены Генриха VIII / [пер. с англ. В. Левина]. Москва : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. 92 с.

14. Redford J. The Play of Wit and Science / Ed. by Ben Byram-Wigfield [Электронный ресурс]. URL: http://ancientgroove.co.uk/books/PlayofWit.pdf (дата обращения: 28.02.2019).

15. Fleming M. Unpacking the «Chest of Viols» [Электронный ресурс] // The Journal of the Viola da Gamba Society, 2000. Vol. 28. P. 3—19. URL: http://vdgs.org.uk/chelys/28chelys.pdf (дата обращения: 25.05.2019).

16. Rastall R. Spatial effects in English instrumental consort music, c. 1560—1605 // Early music. 1997. Vol. 25. № 2. P. 269—288.

17. Музыкальные инструменты: энциклопедия. Москва : Дека-BC, 2008. 786 с.

18. Дуда Н. Музыкальная теория и практика в учебных руководствах Англии XVII века // Южно-Российский музыкальный альманах. Ростов-на-Дону. 2015. № 2 (19). С. 70—75.

19. Дмитриева О.В. Елизавета Тюдор. Москва : Молодая гвардия, 2012. 306 с.

20. The Honorable Entertainement geven to the Queenes Majгstie in Progresse, at Elvetham in Hampshire, by the right Honorable the Earle of Hertford. London, 1591 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bl.uk/collection-items/an-entertainment-for-elizabeth-i-at-elvetham-1591 (дата обращения: 28.02.2019).


Для цитирования:


Смирнова Т.В. К вопросу об истории ранних ансамблей: инструментальные консорты в Англии на рубеже XVI—XVII веков. Обсерватория культуры. 2019;16(5):494-503. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-494-503

For citation:


Smirnova T.V. On the History of Early Musical Groups: Instrumental Consorts in England at the Turn of the 16th—17th Centuries. Observatory of Culture. 2019;16(5):494-503. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-494-503

Просмотров: 72


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)