Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Человек в контексте традиционной культуры: метапозиция и диалог между исследователями разных наук

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-4-349-361

Реферат

Статья посвящена проблеме организации продуктивного диалога между представителями разных наук при проведении комплексных междисциплинарных исследований человека в контексте традиционной культуры. Предпосылками к постановке данной проблемы послужил многолетний опыт совместных полевых исследований, проведенных авторами в России (Адыгея, Русский Север, Башкирия, Бурятия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Хакасия, Якутия и другие регионы) и Мексике, а также анализ релевантных научно-практических разработок. В качестве решения поставленной задачи авторы разрабатывают методологическую конструкцию «метапозиция», позволяющую приблизиться к комплексности и междисциплинарности исследования через принцип диалога в целостном социокультурном поле. Метапозиция как технология организации полипрофессионального взаимодействия различных специалистов в общем пространстве исследований направлена на развитие у ученого навыка фиксации, систематизации и репрезентации результатов своей работы с учетом позиций коллег из других предметных областей. Реализация данной технологии приводит к созданию мета­языка и к расширению научной культуры ученого (теоретических рамок каждого из исследователей, стиля их научного рассуждения и личностных качеств). Выстраивание метапозиции как устойчивой системы взаимодействий между различными позициями исследователей предполагает три взаимосвязанных стадии: определение общего поля исследования; выявление границ исследовательских позиций; построение межпозиционного диалога. Возможности применения методологической конструкции «метапозиция» на различных этапах полевого исследования (до поля, в поле, в завершение поля, в процессе анализа полевых данных) конкретизируются с помощью соответствующего алгоритма и подкрепляются примерами из полевой практики.

Об авторах

Алексей Сергеевич Обухов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Институт образования, Центр исследования современного детства,
ведущий эксперт

Мясницкая ул., д. 20, Москва, 101000, Россия

кандидат психологических наук, доцент

ORCID 0000-0001-7215-3901; SPIN 4162-0664



Юлия Сергеевна Овчинникова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

факультет иностранных языков и регионоведения, кафедра сравнительного изучения национальных литератур и культур,
доцент

Ленинские горы, д. 1, Москва, 119991, Россия

кандидат культурологии

ORCID 0000-0003-4718-6415; SPIN 3993-1385



Наталья Владимировна Ткаченко
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования,
доцент

Сретенка ул., д. 29, Москва, 127051, Россия

кандидат психологических наук

ORCID 0000-0002-0315-8511; SPIN 9214-5834



Список литературы

1. Свешников А., Степанов Б. Историки в междисциплинарном сообществе (Междисциплинарность и трансформация исторического сообщества) // Научное сообщество историков России: 20 лет перемен. Москва : Аиро-XXI, 2011. С. 234—258.

2. Феномен междисциплинарности в отечественной этнологии : [сборник статей] / Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая ; [отв. ред. и сост. Г.А. Комарова]. Москва : ИЭА РАН, 2016. 455 с.

3. Баженова Е.Ю. Академический мир в междисциплинарных практиках: итоги II Всероссийской научной конференции «Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании — 2017» // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 6. С. 388—397.

4. Horujy S. Synergic Anthropology: towards a new conception of man // Revue Philosophique de la France et de l’Etranger. 2014. Vol. 139. № 3. P. 363—375.

5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Москва : Ин-т психологии РАН, «Академический проект», 1999. 320 с.

6. Tajfel H. Human groups and social categories : Studies in social psychology. Cambridge : Cambridge University Press, 1981. 382 p.

7. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4. С.75—86.

8. Николаев Г.В. Идентичность // Культурология. XX в. : энциклопедия : в 2 т. Т. 1. Санкт-Петербург : Университетская книга : Алетейя, 1998. С. 725—726.

9. Spicer E. Persistent cultural systems: A comparative study of identity systems that can adapt to contrasting environments // Science. 1971. Vol. 174. № 4011. P. 795—800.

10. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 2. С. 18—28.

11. Ткаченко Н.В. Исследование этнической идентичности хакасов в моноэтничной среде // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 1 (30). С. 75—83.

12. Овчинникова Ю.С. Традиционные и современные формы визуальной репрезентации этнической идентичности в музыкальных инструментах саха // Известия Лаборатории древних технологий. 2019. № 15 (1). С. 79—93.

13. Zaremba M.A. (ed.) AFS International/Intercultural Programs. AFS orientation handbook : Vol. IV. New York : AFS International/Intercultural Programs. 1984. 104 p.

14. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / [пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук] ; под ред. А.Д. Наследова. Санкт-Петербург : Евразия, 2002. 532 с.

15. Леви-Стросс К. Структурная антропология. Москва : АСТ : Астрель, cop. 541 с.

16. Леви-Стросс К. Узнавать других. Антропология и проблемы современности. Москва : Текст, 2016. 157 с.

17. Серия «Народы и культуры» [Электронный ресурс] / Ин-т этнологии и антропологии. URL: http://iea-ras.ru/index.php?go=Pages&in=cat&id=14 (дата обращения: 28.03.2019).

18. Нёнокса [Электронный ресурс]. URL: http://nenoksa.1553.ru (дата обращения: 28.03.2019).

19. Электронная энциклопедия истории и культуры русских сел и деревень [Электронный ресурс]. URL: http://derevni-sela.ru/ (дата обращения: 28.03.2019).

20. Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни // Социологический журнал. 1998. № 3—4. С. 101—116.

21. Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. Санкт-Петербург : Алетейя, 2009. 345 с.

22. Вернадский В.И. Размышление натуралиста : в 2 кн. Кн. 2. Научная мысль как планетное явление / сост. : М.С. Бастракова, В.С. Неаполитанская, Н.В. Филиппова. Москва : Наука, 1977. 191 с.

23. Методологические проблемы дисциплинарных и междисциплинарных исследований в социально-гуманитарных науках : коллективная монография / под ред. В.А. Гневко. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская акад. управления и экономики, 2010. 250 с.

24. Гусельцева М.С. Трансдисциплинарный подход в современной психологии // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 3—12.

25. Жуков Ю.М. Исследование действием в науке и практике: промышленный период // Организационная психология, 2015. Т. 5. № 3. С. 49—67.

26. Безрукова О.В. Метод «Action research» («исследование действием») в социологических исследованиях: основные идеи // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 5. С. 25—29.

27. Elliott J. Action research for educational change. Buckingham : Open University Press, 1991. 163 p.

28. Ткаченко Н.В., Овчинникова Ю.С. Психолого-педагогическая подготовка полевого исследователя: развитие аффективного компонента личности средствами традиционной музыки народов мира // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2018. № 6. С. 78—90.

29. Обухов А.С. Построение программы психологического исследования личности в контексте русской традиционной культуры // Развитие личности. 2001. № 3—4. С. 109—119 ; 2002. № 1. С. 171—226.

30. Обухов А.С. Психология личности в контексте реалий традиционной культуры : монография. Москва : Изд-во «Прометей» МПГУ, 2006. 352 с.

31. «И звучит доныне песня, людям в душу западая...»: Музыкальная культура с. Байгазино Бурзянского района Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=xouWa3tSspo&index=48&list=PL2UJc3GeAZ8CaFO125nk8jozvgfiNPy2l (дата обращения: 28.03.2019).

32. Овчинникова Ю.С. Отношение «Человек — Мир» в традиционных музыкальных культурах как методологическое основание постижения сущности музыкального образования народной ориентации // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2016. № 1. С. 11—26.

33. Saxe G.B. Cultural development of mathematical ideas: Papua New Guinea studies. Cambridge University Press, 2012. 393 p.

34. Saxe G.B. Cultural Development of Mathematical Ideas [Электронный ресурс]. URL: http://www.culturecognition.com/ (дата обращения: 28.03.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Обухов А.С., Овчинникова Ю.С., Ткаченко Н.В. Человек в контексте традиционной культуры: метапозиция и диалог между исследователями разных наук. Обсерватория культуры. 2019;16(4):349-361. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-4-349-361

For citation:


Obukhov A.S., Ovchinnikova Yu.S., Tkachenko N.V. Man in the Context of Traditional Culture: Metaposition and Dialogue between Researchers of Different Sciences. Observatory of Culture. 2019;16(4):349-361. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-4-349-361

Просмотров: 1842


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)