Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Надежда Бромлей и Борис Сушкевич: актеры, режиссеры, вахтанговцы (материалы к творческой биографии)

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-5-526-537

Полный текст:

Реферат

Борис Сушкевич и Надежда Бромлей (Сушкевич-Бромлей)— замечательные театральные деятели, актеры и режиссеры, чья судьба была связана с яркими и драматичными периодами театральной жизни нашей страны от начала до середины XX века. Часть своей профессиональной жизни они посвятили 1-й Студии Московского Художественного театра (МХТ, с 1919 г. — Московский Художественный академический театр, МХАТ), позднее превратившейся в самостоятельный театр (МХАТ 2-й, МХАТ II, 1924—1936), а с середины 1930-х гг. работали в ведущих ленинградских театрах — Ленинградском государственном академическом театре драмы (Александринский театр, «Ак-драма», театр Госдрамы) и Новом театре (1933—1953, затем — Театр имени Ленсовета, ныне Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета). В настоящей статье вводятся в научный оборот малоизученные архивные источники биографического характера, связанные с творчеством этих выдающихся деятелей культуры.

Надежда Николаевна Бромлей — одна из наследниц творческих династий Бромлей — Шервуд, внесших существенный вклад в развитии российской культуры. Она поступила в труппу МХТ в 1908 г., выступала на сцене 1-й Студии (1918—1924), являлась одной из ведущих актрис МХАТа 2-го уже как самостоятельного театра, входила в его режиссерское управление и заведовала литературной частью. Щедро одаренная природой Н. Бромлей писала стихи, рассказы, повести; ее фантастические произведения «Из записок последнего бога» (1927) и «Потомок Гаргантюа» (1930) заслужили одобрение критики. Две пьесы Н. Бромлей были поставлены на сцене МХАТа 2-го: одна — «Архангел Михаил», полная гипербол и гротеска, нашла страстных приверженцев в лице Е.Б. Вахтангова и А.В. Луначарского, но так не была показана широкому зрителю. В Ленинградском государственном академическом театре драмы и Новом театре Н. Бромлей не только успешно играла, но и ставила спектакли по произведениям А. Чехова, А. Толстого, М. Горького, Ф. Шиллера, У. Шекспира.

Борис Михайлович Сушкевич, воспитанник мхатовской театральной школы и вахтанговских традиций игрового гротеска, — один из интересных и своеобразных театральных режиссеров своего времени. Визитной карточкой 1-й Студии (затем и МХАТа 2-го) стала его режиссерская работа в спектакле «Сверчок на печи» по рождественской сказке Ч. Диккенса, сохранявшемся в репертуаре до января 1936 года. Б. Сушкевич был признанным театральным педагогом — с его помощью в 1939 г. создан Ленинградский театральный институт (ЛТИ, ныне Российский государственный институт сценических искусств, РГИСИ). Вместе с Н. Бромлей ему удалось наполнить ярким творческим содержанием Новый театр, сделать его любимцем ленинградских зрителей.

Данное исследование позволяет расширить представление о ряде аспектов истории театрального дела в нашей стране, ранее остававшихся неисследованными, воссоздать событийный контекст эпохи.

Об авторе

Ася Филипповна Векслер
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

факультет коммуникаций, медиа и дизайна, департамент интегрированных коммуникаций,
доцент

Малый Трехсвятительский пер., д. 8/2, Москва, 101000, Россия

кандидат политических наук

ORCID 0000-0002-8763-4342; SPIN 3263-6597



Список литературы

1. Бромлей Н.Н. Потомок Гаргантюа : Рассказы. Москва : Федерация, 1930. 288 с.

2. Актеры и режиссеры. Театральная Россия. Москва, Современные проблемы. Н.А. Столляр. 1928. 456 с.

3. Письмо Е.Г. Гуро к Н.Н. Бромлей от 3 апреля 1911 г. // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 134. Оп. 1. Ед. хр. 20. Лист 2.

4. Бромлей Н.Н. Птичье королевство : Рассказ актрисы. Москва : Огонек, 1929. 48 с. ([Библиотека «Огонек» ; № 426]).

5. Бромлей Н.Н. Путь искателя // Евгений Вахтангов, 1883—1922 [сборник] / [сост., ред. и автор комментариев Л.Д. Бенровская, Г.П. Каптерева]. Москва : Всероссийское театральное общество, 1984. 583 с.

6. Соловьева И.Н. Первая студия. Второй МХАТ : из практики театральных идей XX века. Москва : Новое литературное обозрение, 2016. 668 с.

7. Как и почему мы поставили «Архангела Михаила». Беседа с Н.Н. Бромлей // Театральная Москва. 1922. № 44. С. 9.

8. Сушкевич Б.М. Встречи с Вахтанговым // Евгений Вахтангов, 1883—1922 [сборник] / [сост., ред. и авт. комментариев Л.Д. Бенровская, Г.П. Каптерева]. Москва : Всероссийское театральное общество, 1984. 583 с.

9. Ходасевич В.М. Портреты словами : Очерки : [О деятелях советской культуры]. Москва : Советский писатель, 1987. 320 с.

10. Глумов А.Н. Нестертые строки. Москва : Всероссийское театральное общество, 1977. 422 с.

11. Гиацинтова С.В. С памятью наедине / [лит. запись Н.Э. Альтман; вступительная статья С. Образцова; послесловие К. Рудницкого]. 2-е издание. Москва : Искусство, 1989. 545 с.

12. Театральная энциклопедия : в 5 т. Т. 1. А—«Глобус» / главный редактор С.С. Мокульский. Москва : Советская энциклопедия, 1961. 1214 стб. (Энциклопедии. Словари. Справочники).

13. Куинджи В.Е. Воспоминания о Н.Н. Бромлей // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2960. Оп. 1. Д. 4.

14. Березарк И.Б. Борис Сушкевич. [1887—1946] : [очерк]. Ленинград ; Москва : Искусство, 1967. 187 с.

15. Марков П.А. Книга воспоминаний. Москва : Искусство, 1983. 607 с.

16. Золотницкий Д.И. Академические театры на путях Октября. Ленинград : Искусство, 1982. 343 с.

17. Эфрос Н.Е. «Сверчок на печи» : инсценированный рассказ Ч. Диккенса / Студия Московского Художественного театра. Петербург : издание А.Э. Когана, 1918. 87 с.

18. Ленин о культуре и искусстве : сборник статей и отрывков /составитель М. Лифшиц. Москва : Изогиз, 1938. 324 с.

19. Сушкевич Б.М. Семь моментов работы над ролью : стенограмма доклада. Ленинград : Государственный академический театр драмы, 1933. 30 с.

20. Борисов А.Ф. Из творческого опыта : [Записки драматического актера]. Москва : Искусство, [Ленинградское отделение], 1954. 324 с.

21. Студийная миссия Б.М. Сушкевича // Ленинградский государственный академический театр имени Ленсовета : 1933—1983 : [Книга-альбом] / составитель Л.П. Бастракова; автор вступительной статьи Д.И. Золотницкий; составитель репертуара Т.А. Жаковская. Ленинград : Искусство, 1984. 191 с.

22. Письмо В.М. Поллака Н. Бромлей от 15 октября 1941 года // Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 74.


Для цитирования:


Векслер А.Ф. Надежда Бромлей и Борис Сушкевич: актеры, режиссеры, вахтанговцы (материалы к творческой биографии). Обсерватория культуры. 2020;17(5):526-537. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-5-526-537

For citation:


Veksler A.F. Nadezhda Bromley and Boris Sushkevich: Actors, Directors, Vakhtangov Followers (Materials for a Creative Biography). Observatory of Culture. 2020;17(5):526-537. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-5-526-537

Просмотров: 26


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)