Художественный образ как результат отражения и конструирования реальности
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-16-25
Реферат
Об авторе
Елена Александровна МальцеваРоссия
Сибирский государственный университет путей сообщения,
кафедра философии и культурологии,
доцент
Дуси Ковальчук ул., д. 191, Новосибирск, Новосибирская обл., 630049, Россия
Новосибирский государственный педагогический университет,
Институт культуры и молодежной политики,
заместитель директора
Вилюйская ул., д. 28, Новосибирск, Новосибирская обл., 630126, Россия
кандидат искусствоведения, доцент
ORCID 0000-0001-6425-9888; SPIN 2968-3056
Список литературы
1. Мартишина Н.И. Концепция многообразия видов познания: о некоторых следствиях парадигмы [Электронный ре-сурс] // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-mnogoobraziya-vidov-poznaniya-o-nekotoryh-sledstviyah-paradigmy (дата обращения: 19.10.2019).
2. Мальцева Е.А. Типология познания: концепция многообразия видов // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2019. №3 (39). С. 29—36.
3. Забияко А.П. Образ [Электронный ресурс] // Культурология. XX век : энциклопедия : в 2 т. URL: http://psylib.org.ua/books/levit01/txt085.htm (дата обращения: 19.10.2019).
4. Василев С.В. Теория отражения и художественное творчество. Москва : Прогресс. 1970. 496 с.
5. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. Москва : Мысль. 1994. 383 с.
6. Аристотель. Поэтика // Сочинения : в 4 т. Москва, 1983. Т. 4. С. 676.
7. Конструктивизм в эпистемологии и науках о человеке (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2008. № 3. С. 3—37.
8. Касавин И.Т. Конструктивизм // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. Москва : Канон+, 2009. С. 373—377.
9. Каган М.С. Познание и оценка в искусстве // Проблема ценности в философии. Москва : Наука, 1966. С. 98—112.
10. Малышев И.В. Отражение действительности в музыке [Электронный ресурс]. URL: https://www.proza.ru/2010/03/10/921 (дата обращения: 19.10.2019).
11. Перевезенцева А.С. Мировоззренческие основы объединения «Мир искусства»: свобода творчества и «чистое искус-ство» [Электронный ресурс] // Преподаватель XXI век. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovozzrencheskie-osnovy-obedineniya-mir-iskusstva-svoboda-tvorchestva-i-chistoe-iskusstvo (дата обращения: 19.10.2019).
12. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. Москва : Прогресс, 1993. 324 с.
13. Лекторский В.А. Можно ли снять оппозицию конструктивизма и реализма? // Социальная философия науки. Россий-ская перспектива. Материалы Международной конференции). Москва, 18—19 ноября 2014 г.). Т. 8. Секция 7. Кон-структивизм vs реализм. Москва : Альфа Москва, 2014. С. 5—8.
14. Бальзак О. Неведомый шедевр [Электронный ресурс]. URL: http://www.french-book.net/text/Biblio/Ru/Balzac/balzak_nevedomyi_shedevr.html (дата обращения: 19.10.2019).
15. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург : ТК «Петрополис». 1997. 543 с.
16. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Москва : Сов. художник. 1978. 237 с.
17. Барт Р. S/Z. Москва : РИК Культура. 1994. 304 с.
18. Чуворкина О.А. Фигура автора после «смерти автора» // Артикульт. 2013. №2 (10). URL: http://articult.rsuh.ru/upload/articult/journal_content/010/ARTICULT-10_(2-2013,P.28-39)-Chuvorkina.pdf (дата обра-щения: 19.10.2019).
• Художественный образ — особая форма познания, на материале которой ярко раскрывается одна из ключевых дискуссий в современной гносеологии — о соотношении отражения и конструирования в познавательной деятельности.
• Познание, понятое как отражение, определяет представление о художественном образе как о результате подражания действительности.
• В рамках концепции конструктивизма художественный образ — это результат конструирования реальности, творческого преобразования действительности в процессе художественного осмысления.
• Анализ произведений искусства различных стилей показывает, что в художественном познании процессы отражения и конструирования существуют как диалектические противоположности.
Рецензия
Для цитирования:
Мальцева Е.А. Художественный образ как результат отражения и конструирования реальности. Обсерватория культуры. 2020;17(1):16-25. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-16-25
For citation:
Maltseva E.A. Artistic Image as a Result of Reality Reflection and Construction. Observatory of Culture. 2020;17(1):16-25. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-16-25