Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Художественный образ как результат отражения и конструирования реальности

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-16-25

Полный текст:

Реферат

Статья посвящена анализу художественного образа как образа гносеологического. Вырабатываемая современной эпистемологией концепция многообразия типов познания позволяет рассматривать искусство как особый тип познавательного отношения к действительности, а художественный образ — как форму художественного познания, результат осмысления действительности. В данном случае художественный образ исследуется с точки зрения двух концепций — понимания познания как отражения действительности и как ее конструирования. Анализ художественного образа в рамках первой концепции (как результата отражения действительности) является традиционным для отечественной эстетики. С этой точки зрения художественный образ рассматривается в трех аспектах — предметном (проявляется через отражение искусством действительности), оценочном (в художественном образе дается явная или скрытая оценка действительности) и оперативном (связанным с творческим преобразованием действительности в процессе ее художественного осмысления). Концепция конструктивизма позволяет рассматривать художественное познание иным образом — как активную деятельность субъекта по конструированию реальности. В данной статье рассуждения построены в опоре на идею В.А. Лекторского снять противопоставление реализма и конструктивизма через признание концепции конструктивного реализма. В результате художественный образ представляется результатом творческой деятельности автора произведения искусства, преображающего действительность, конструирующего новую, художественную реальность, и адресата, включающегося в художественную реальность через актуализацию, идентификацию, конструирование смыслов.

Об авторе

Елена Александровна Мальцева
Сибирский государственный университет путей сообщения;Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Сибирский государственный университет путей сообщения,

кафедра философии и культурологии,
доцент

Дуси Ковальчук ул., д. 191, Новосибирск, Новосибирская обл., 630049, Россия

Новосибирский государственный педагогический университет,

Институт культуры и молодежной политики,
заместитель директора

Вилюйская ул., д. 28, Новосибирск, Новосибирская обл., 630126, Россия

кандидат искусствоведения, доцент

ORCID 0000-0001-6425-9888; SPIN 2968-3056



Список литературы

1. Мартишина Н.И. Концепция многообразия видов познания: о некоторых следствиях парадигмы [Электронный ре-сурс] // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-mnogoobraziya-vidov-poznaniya-o-nekotoryh-sledstviyah-paradigmy (дата обращения: 19.10.2019).

2. Мальцева Е.А. Типология познания: концепция многообразия видов // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2019. №3 (39). С. 29—36.

3. Забияко А.П. Образ [Электронный ресурс] // Культурология. XX век : энциклопедия : в 2 т. URL: http://psylib.org.ua/books/levit01/txt085.htm (дата обращения: 19.10.2019).

4. Василев С.В. Теория отражения и художественное творчество. Москва : Прогресс. 1970. 496 с.

5. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. Москва : Мысль. 1994. 383 с.

6. Аристотель. Поэтика // Сочинения : в 4 т. Москва, 1983. Т. 4. С. 676.

7. Конструктивизм в эпистемологии и науках о человеке (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2008. № 3. С. 3—37.

8. Касавин И.Т. Конструктивизм // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. Москва : Канон+, 2009. С. 373—377.

9. Каган М.С. Познание и оценка в искусстве // Проблема ценности в философии. Москва : Наука, 1966. С. 98—112.

10. Малышев И.В. Отражение действительности в музыке [Электронный ресурс]. URL: https://www.proza.ru/2010/03/10/921 (дата обращения: 19.10.2019).

11. Перевезенцева А.С. Мировоззренческие основы объединения «Мир искусства»: свобода творчества и «чистое искус-ство» [Электронный ресурс] // Преподаватель XXI век. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovozzrencheskie-osnovy-obedineniya-mir-iskusstva-svoboda-tvorchestva-i-chistoe-iskusstvo (дата обращения: 19.10.2019).

12. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. Москва : Прогресс, 1993. 324 с.

13. Лекторский В.А. Можно ли снять оппозицию конструктивизма и реализма? // Социальная философия науки. Россий-ская перспектива. Материалы Международной конференции). Москва, 18—19 ноября 2014 г.). Т. 8. Секция 7. Кон-структивизм vs реализм. Москва : Альфа Москва, 2014. С. 5—8.

14. Бальзак О. Неведомый шедевр [Электронный ресурс]. URL: http://www.french-book.net/text/Biblio/Ru/Balzac/balzak_nevedomyi_shedevr.html (дата обращения: 19.10.2019).

15. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург : ТК «Петрополис». 1997. 543 с.

16. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Москва : Сов. художник. 1978. 237 с.

17. Барт Р. S/Z. Москва : РИК Культура. 1994. 304 с.

18. Чуворкина О.А. Фигура автора после «смерти автора» // Артикульт. 2013. №2 (10). URL: http://articult.rsuh.ru/upload/articult/journal_content/010/ARTICULT-10_(2-2013,P.28-39)-Chuvorkina.pdf (дата обра-щения: 19.10.2019).


• Художественный образ — особая форма познания, на материале которой ярко раскрывается одна из ключевых дискуссий в современной гносеологии — о соотношении отражения и конструирования в познавательной деятельности.

• Познание, понятое как отражение, определяет представление о художественном образе как о результате подражания действительности.

• В рамках концепции конструктивизма художественный образ — это результат конструирования реальности, творческого преобразования действительности в процессе художественного осмысления.

• Анализ произведений искусства различных стилей показывает, что в художественном познании процессы отражения и конструирования существуют как диалектические противоположности.

Для цитирования:


Мальцева Е.А. Художественный образ как результат отражения и конструирования реальности. Обсерватория культуры. 2020;17(1):16-25. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-16-25

For citation:


Maltseva E.A. Artistic Image as a Result of Reality Reflection and Construction. Observatory of Culture. 2020;17(1):16-25. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-16-25

Просмотров: 84


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)