Идентичность «правозащитник» в аксиологии и социальной практике Александра Есенина-Вольпина
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-48-60
Реферат
Объектом исследования является социальная позиция и личностная аксиология поэта, философа и математика Александра Есенина-Вольпина. Со второй половины 1960-х до середины 1980-х гг. правозащитное движение составляло ядро советского диссидентства, и анализ личностной аксиологии и социальной позиции основателя движения позволит осмыслить специфику коллективной идентичности и поведенческой модели «правозащитник». Цель данной работы — выявить истоки формирования и специфику поведенческого образца «правозащитник», постепенно вытеснявшего из нонконформистской риторики и социальной практики модель «защитник», охарактеризовать аксиологию и типологию правозащиты. Материалом исследования послужили работы А. Вольпина «Юридическая памятка» и «Свободный философский трактат».
Автор статьи утверждает, что модель социального поведения «правозащитник» возникла в практике нонконформистов во время судебного процесса Синявского и Даниэля. Она отличается от модели «защитник», реализованной либеральной интеллигенцией в деле Бродского. «Защитник» руководствуется безусловной ценностью личности, предлагает власти при вынесении приговора учитывать личностные особенности подсудимого, что означает избирательный подход к закону. Для «правозащитника» закон универсален, соблюдение закона не только гражданами, но и государством есть гарантия справедливости.
А. Вольпин заложил несколько тезисов в основу идеологии и аксиологии правозащиты: государство является субъектом права, обязанным не только формулировать законы для граждан, но и само выполнять предписанные нормы; советские законы призваны ограничивать диктат государства и защищать граждан; граждане обладают юридическими правами защищать себя от противоправных действий государства.
Первая практическая реализация данных идей — «Митинг гласности» — показала неподготовленность власти к предложенной модели поведения. Однако мотивация участников митинга преимущественно укладывалась в «защитную» парадигму, правозащитная логика действий и риторика осваивались сообществом постепенно. «Юридическая памятка» была написана А. Вольпиным для просвещения нонконформистов и популяризации правозащитных идей.
В статье сделан вывод о том, что благодаря деятельности А. Вольпина апелляция к праву и закону постепенно становится привычным риторическим приемом в литературно-публицистических высказываниях и социальных акциях диссидентов.
Ключевые слова
Об авторе
Елена Геннадьевна СеребряковаРоссия
факультет философии и психологии, кафедра истории философии и культуры,
доцент
Университетская пл., д. 1, Воронеж, 394018, Россия
кандидат филологических наук, доцент
ORCID 0000-0002-5281-8192; SPIN 2777-8959
Список литературы
1. Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР : новейший период. Москва : Московская Хельсинкская группа, 2012. 384 с.
2. Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х—80-х годов : учеб. пособие для студентов по курсу отечественной истории новейшего времени. Москва : Ист.-арх. ин-т РГГУ, 1984. 154 с. (Новые учебные пособия по историческим дисциплинам).
3. Horvath R. The legacy of Soviet dissent: dissidents, democratisation and radical nationalism in Russia. London; New York: Routledge, 2012. pp. 55, 85, 155.
4. Gauer R. Soviet dissent: its sources and significance // Air University Review. 1973. Vol. 25, № 1. P. 45—53.
5. Даниэль А. Диссидентство: культура, ускользающая от определений? // Россия : Новая серия / Russia. Вып. 1 (9) : Семидесятые как предмет истории русской культуры : [Сб. ст.] / Ред.-сост. К.Ю. Рогов. Москва ; Венеция : Объед. гуманитар. изд-во, 1998. С. 111—124.
6. Dissent in the USSR : Politics, Ideology, and People / Ed. by R. Tökés. Baltimore, Johns Hopkins univ. press, 1975. 453 p.
7. Nathans В. The Dictatorship of Reason: Aleksandr Vol’pin and the Idea of Rights under «Developed Socialism» // Slavic Review. Vol. 66, № 4. 2007. Р. 630—663.
8. Интервью с философом Александром Есениным-Вольпиным и его ученицей Кристор Хенникс. Беседу ведет Софья Корниенко // Радио Свобода. 11 июня 2007. URL: https://www.svoboda.org/a/26163709.html (дата обращения: 20. 12. 2019).
9. Козлов Д. Наследие «оттепели»: к вопросу об отношениях советской литературы и общества второй половины 1960-х годов // Новое литературное обозрение. 2014. № 1 (125). С. 183—204.
10. Памятка для не ожидающих допроса. Беседа с Александром Есениным-Вольпиным // Неприкосновенный запас. 2002. № 1 (21). С. 67—81.
11. Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой : [в 3 т.] Москва : Время, 2013. Т. 3. 608 с.
12. Пятое декабря 1965 года в воспоминаниях участников событий, материалах Самиздата, документах партийных и комсомольских организаций и в записках КГБ в ЦК КПСС / под ред. А. Даниэля (отв. ред.) и А. Рогинского. Москва : НИПЦ Мемориал, 1995. 95 с. URL: http://old.memo.ru/history/diss/books/5dec/ (дата обращения: 11.02.2019).
13. УК РСФСР 1960 г. Выдержки и комментарии // Красноярское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» : офиц. сайт. URL: http://www.memorial.krsk.ru/DOKUMENT/USSR/601027.htm (дата обращения: 10.12.2019).
14. Есенин-Вольпин А.С. Юридическая памятка // Антология самиздата : неподцензурная литература в СССР. 1950-е—1980-е / [сост. М.Ш. Барбакадзе] : в 3 т. Москва : Междунар. ин-т гуманит.-полит. исслед., 2005. Т. 2. С. 70—76.
15. Троицкий Н.А. Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма 1866—1882 гг. Москва : Мысль, 1978. 335 с.
16. Заступница. Адвокат С.В. Каллистратова (1907—1989) / сост. и предисл. Е.Э. Печуро. Москва : Звенья, 1997. 351 с.
17. Alexeyeva L., Goldberg P. The Thaw Generation : Coming of Age in the Post-Stalin Era. Boston; Toronto; London : Little, Brown and Company, 1990. 339 p.
18. Шаламов В.Т. Четвертая Вологда // Собрание сочинений : в 4 т. Москва : Художественная литература ; Вагриус, 1998. Т. 4. С. 7—151.
19. Мандельштам Н.Я. Воспоминания : к столетию со дня рождения / [подгот. текста Ю. Фрейдина]. Москва : Согласие, 1999. 552 с.
20. Есенин-Вольпин А.С. Свободный философский трактат // А.С. Есенин-Вольпин. Весенний лист = A leaf of spring / англ. пер. Дж. Риви. Нью-Йорк : Прегер, 1961. С. 110—173.
21. Попов О.А. Защитники прав человека или «агенты глобализма»? // Москва. 2004. № 1. URL: https://public.wikireading.ru/40635 (дата обращения 11.10.2019).
22. Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента // РИА Новости : сетевое издание. 08.07.2019. URL: http://www.ria.ru/20190708/1556321188.html (дата обращения 11.10.2019).
23. Юров А.Ю. Тайны прав Человека и политики, или почему нормальное государство не может жить без правозащитников // Civitas.ru : сайт. URL: https://www.old.civitas.ru/article. php?pop=1&code=100&year=2006 (дата обращения 11.10.2019).
• Поэт, философ и математик А. Есенин-Вольпин, идеолог и методолог правозащитного движения, «Дон Кихот на русской почве» (по выражению друга и соратника Ю. Айхенвальда), первым системно и публично применил правовой подход в идеологическом противостоянии государству.
• Тем самым он не просто снабдил советских диссидентов дополнительными аргументами, но заложил в основу идеологии и аксиологии правозащиты (ядра диссидентского движения) несколько базовых тезисов.
• Благодаря позиции и деятельности А. Есенина-Вольпина апелляция к праву и закону постепенно становится привычным риторическим приемом в литературной публицистике и социальных акциях диссидентов.
Рецензия
Для цитирования:
Серебрякова Е.Г. Идентичность «правозащитник» в аксиологии и социальной практике Александра Есенина-Вольпина. Обсерватория культуры. 2020;17(1):48-60. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-48-60
For citation:
Serebryakova E.G. The “Human Rights Activist” Identity in the Axiology and Social Practice of Alexander Esenin-Volpin. Observatory of Culture. 2020;17(1):48-60. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-48-60