Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Новый синтез в пейзажной живописи Архипа Куинджи и Фердинанда Ходлера

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-61-73

Полный текст:

Реферат

В статье в сопоставительном ракурсе рассматривается пейзажная живопись русского художника Архипа Ивановича Куинджи (1842—1910) и швейцарского художника Фердинанда Ходлера (1853—1918). В области европейского пейзажа XIX—XX вв. эти выдающиеся мастера отмечены одновременно как академические фигуры и как преобразователи формы. Космическое видение Универсума, эмоциональное восприятие природы и высокое живописное мастерство, а также страстное служение искусству во многом сближает творчество А. Куинджи и Ф. Ходлера. В отечественной науке такой ракурс исследования их творчества выдвинут впервые. Применяя формально-стилевой анализ и иконографический метод, было выявлено, что в их эволюционном развитии наблюдается определенная синхронность в движении от реализма к синтетическим образам природы. В их зрелых и поздних работах реалистическое, романтическое, символическое переплетаются в разнообразных синтезах. В решении пространства орнаментализм в пейзажах Ф. Ходлера встречается с последовательным декоративизмом зрелого А. Куинджи. Художники пересекаются в иконографическом аспекте, обращаясь к сходным мотивам, например: одинокое дерево, группа деревьев, горные вершины, закаты. Их работы сопоставимы в плане обобщения, отбора, применения ритма в организации живописной композиции. В пейзажах А. Куинджи и Ф. Ходлера заложена идея возвышенного, идея «планетности» мира. Цель этих художников — создание обобщенного образа природы — соотносима со стремлением к символу. Проведенный сопоставительный анализ является своеобразным мостом между русской и швейцарской культурами, а также подтверждает мысль о том, что в изучаемую эпоху А. Куинджи и Ф. Ходлер создавали пейзажи-идеи, в которых наблюдается субъективное видение мироздания и новаторская форма изображения образов природы, что в свою очередь повлияло на развитие европейской пейзажной живописи в XX веке.

Об авторе

Наталья Владимировна Штольдер
Гжельский государственный университет
Россия

кафедра изобразительного искусства и народной художественной культуры,
доцент

Электроизолятор пос., д. 67, Раменский район, Московская область, 140155, Россия

кандидат искусствоведения, доцент

ORCID 0000-0003-0826-7597; SPIN 6329-3819



Список литературы

1. Гёте И.В. Избранные стихотворения; Герман и Доротея : Поэма / [сост. О. Лозовецкий]. Москва : Сов. Россия, 1982. 392 с.

2. Федоров-Давыдов А. Природа стиля // Русское и советское искусство. Статьи и очерки / послесл. Г. Стернина. Москва : Искусство, 1975. С. 126—183.

3. Архип Куинджи, 1842—1910 / [Государственная Третьяковская галерея]. Москва : [б. и.], 2018. 359 с.

4. Ferdinand Hodler et le Léman. Chefs-d’oeuvre de collections privées suisses. Musée d’art de Pully, 15.03—3.06.2018 / Éd. D. Blome ; N.M. Güdel. Berlin : Hatje Cantz Verlag / Archives J. Brüschweiler; Genéve / et les auteurs, 2018. 205 p.

5. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Москва : Сов. художник, 1980. 261 с.

6. Фердинанд Ходлер. Каталог / ред., сост. Ф. Кэнель. Цюрих : Швейцарский фонд культуры ПРО ГЕЛЬВЕЦИЯ, 1988. 108 c.

7. Affentranger-Kirchrath A. Jawlensky. Le visage interieur. Rencontres avec Arp, Hodler, Janco, Klee, Lehmbruck, Taeuber-Arp. Catalogue de l’exposition. Berne, Edition Benteli, 2001. 240 p.

8. Неведомский М.П., Репин И.Е. А.И. Куинджи. Москва : Сварог и К, 1997. 368 с.

9. Loosli C.A. Ferdinand Hodler, Leben, Werk und Nachlass. Vol. 1. Bern, Verlag von R. Suter und Cie Publ., 1921. 278 S.

10. Ferdinand Hodler. Catalogue raisonné der Gemälde / Band 1/ Die Landschaften. Teilband 1 und 2 / Hrsg. von O. Bätschmann und P. Müller mit B. von R. Bolleter, M. Brunner, M. Fischer, M. Oberli. Schweizerisches Institut für Kunstwissenschaft. Zürich: Scheidegger und Spiess, 2008.Teilbd. 1. 261 S. ; Teilbd. 2. S. 627 S.

11. Штольдер Н.В. Фердинанд Ходлер. Взгляд из России. Москва : БуксМАрт, 2018. 472 с.

12. Blome D., Güdel N.M. Ferdinand Hodler. Écrits esthétiques / Archives Jura Brüschweiler. Vol. II. Genéve: Édition Notari, 2017. 408 p.

13. Bätschmann O. Realismus im Ornament. Ferdinand Hodlers Prinzip der Einheit // Ferdinand Hodler. Eine symbolistische Vision. Katalog. Szépmüvészeti Múzeu, Budapest 7.09.—14.12.2008. Ostfildern: Hatje Cantz Verlag, 2008. S. 19—33.

14. Турчин В.С. Восьмидесятые... жажда перемен // Европейский символизм / отв. ред. И.Е. Светлов. Санкт-Петербург : Алетейя, 2006. С. 10—29.

15. Ростиславов А. Куинджи. Санкт-Петербург : Изд. Н.И. Бутковской, 1914. 39 с.

16. Brüschweiler J. Ferdinand Hodler (Bern 1853 — Genf 1918). Chronologische Übersicht : Biografie, Werk, Rezensionen // Ferdinand Hodler. Katalog. Nationalgalerie Berlin, Staatliche Museen Preußischer Kulturbesitz Berlin, Musée du Petit Palais Paris, Kunsthaus Zürich. Berlin : Verlag Nationalgalerie Berlin, 1983. S. 43—169.

17. Hirsh Sharon L. Ferdinand Hodler. New York : George Braziller, 1982. 144 p.

18. Bätschmann O. Ferdinand Hodler: style et expression // Ferdinand Hodler. 1853 — 1918. Catalogue, Musée d’Orsay, 13.11.2007—3.02.2008. Paris: Musée d’Orsay, Éditions de la Réunion des musées nationaux, 2007. P. 148—161.

19. Архип Куинджи : альманах. ГРМ / [авт. ст. И. Шувалова]. Санкт-Петербург : Palace Edition, 2010. 180 с.

20. Eine symbolistische Vision. Katalog. Kunstmuseum Bern 9.04—10.08.2008, Szépmüvészeti Múzeu, Budapest 7.09—14.12.2008. Ostfildern, Hatje Cantz Verlag Publ., 2008. 415 S.

21. Архип Куинджи : альбом / текст О. Атрощенко. Москва: Гос. Третьяковская галерея, 2018. 40 с.

22. Müller P. Les paysages de Ferdinand Hodler. Entre réalisme et symbolisme // Ferdinand Hodler. Catalogue, Musée d’Orsay. Paris: Musée d’Orsay, Éditions de la Réunion des musées nationaux, 2007. P. 174—185.

23. Манин В. Архип Куинджи. Москва : Белый город, 2000. 64 с.

24. Boehm G. Ferdinand Hodlers «dekorative» Landschaften. Ein Gespräch vor Bildern // Ferdinand Hodler. Eine symbolistische Vision. Katalog. Kunstmuseum Bern 9.04—10.08.2008, Szépmüvészeti Múzeu, Budapest 7.09—14.12.2008. Ostfildern, Hatje Cantz Verlag Publ., 2008. S. 217—227.

25. Ferdinand Hodler. Landschaften / Hrsg. von O. Bätschmann, S.F. Eisenman, L. Gloor. Zürich: VerlagsHaus, 1987. 115 S.

26. Ferdinand Hodler. Landscapes. Catalog. Kunsthaus Zürich, March 5 to June 6, 2004 / Edited by T. Bezzola, P. Lang and P. Müller. Zürich ; Berlin ; New York : Scalo Publishers, 2004. 192 р.

27. Символизм в России : альбом / Гос. рус. музей ; авт.-сост. В. Круглов и др. Санкт-Петербург : Palace Edition, 1996. 456 с.


• Сопоставительный анализ произведений А. Куинджи и Ф. Ходлера выявляет особенности, сходства и различия творчества выдающихся мастеров русского и швейцарского.

• Решая задачи живописи своего времени, они создают новаторские по форме пейзажи-идеи, в которых реалистическое, романтическое, символистское начала выступают в разнообразных синтезах, воплощая идею «планетности» мира.

• Цель художников — создать обобщенный, синтетический образ природы, двигаясь от реализма.

• Формально-стилевой анализ и иконографический метод позволяют говорить о синхронности творческих поисков живописцев на этом пути.

Для цитирования:


Штольдер Н.В. Новый синтез в пейзажной живописи Архипа Куинджи и Фердинанда Ходлера. Обсерватория культуры. 2020;17(1):61-73. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-61-73

For citation:


Shtolder N.V. A New Synthesis in the Landscape Painting by Arkhip Kuindzhi and Ferdinand Hodler. Observatory of Culture. 2020;17(1):61-73. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-61-73

Просмотров: 34


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)