Проблема единства стиля в советском кино в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (на примере работ Н.М. Иезуитова)
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-26-35
Реферат
Об авторе
Султан Ильясович УсувалиевРоссия
главный редактор
Бишкек, Кыргызская Республика
ORCID 0000-0002-7370-8603
Список литературы
1. Балаш Б. Стильная фильма, стиль фильмы и стиль вообще // Киножурнал А.Р.К. 1926. № 2. С. 13—14.
2. Соколов И.В. Стиль Р.С.Ф.С.Р. // Зрелища. 1922. № 1. С. 3.
3. Эйхенбаум Б.М. Проблемы киностилистики // Поэтика кино (2-е изд.) : Перечитывая «Поэтику кино». Санкт-Петербург : Рос. ин-т истории искусств, 2001. С. 13—38.
4. Иезуитов Н.М. О стилях советского кино (Концепция развития советского киноискусства) // Советское кино. 1933. № 3—4. С. 35—55.
5. Пиотровский А.И. Художественные течения в советском кино (1930) // Театр. Кино. Жизнь : [избр. статьи и воспоминания об А.И. Пиотровском]. [Ленинград] : [Искусство. Ленингр. отд-ние], 1969. С. 232—256.
6. Стржигоцкий (В.К. Туркин). Наши направления // Кино : двухнедельник общества кинодеятелей. 1923. № 2 (6). С. 3—5.
7. Из творческого наследия С.М. Эйзенштейна : материалы и сообщения : сборник науч. тр. / [отв. ред. Л.К. Козлов]. Москва : ВНИИК, 1985. 118 c. (Кино: история, теория, критика).
8. Иоффе И.И. Культура и стиль (1927) // Избранное. Часть 2. Культура и стиль. Москва : ООО «РАО Говорящая книга», 2010. С. 5—304. (Письмена времени).
9. Пельше Р.А. Художественные течения в кино // Советское искусство. 1927. № 7. С. 5—15.
10. Зайцева Л.А. Киноязык : опыт мифотворчества : монография. Москва : ВГИК, 2010. 470 с.
11. Иезуитов Н.М. О стилях советского кино (Концепция развития советского киноискусства) // Советское кино. 1933. № 5—6. С. 31—47.
12. Доклад Иезуитова «Историческая концепция развития советского кино (Стили советского кино)» // Архив Российской Академии наук (АРАН). Ф. 358. Оп. 1. Ед. хр. 212.
13. Блейман М.Ю. Человек в советской фильме : история одной ошибки // Советское кино. 1933. № 5—6. С. 48—57.
14. Иезуитов Н.М. Пути художественного фильма. 1919—1934. [Москва] : Кинофотоиздат, 1934. 153 с.
15. Тезисы и доклад Н.М. Иезуитова «Основные течения в советской художественной фильме» // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 2757. Л. 1—30.
16. Иезуитов Н.М. Основные течения в советской художественной фильме. Научно-исследовательская работа. Том II [без тезисов] // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2900. Оп. 1. Ед. хр. 195. Л. 1—27.
17. Юбилейная сессия Научно-исследовательского сектора ВГИКа. 21—25 декабря 1934 г. Тезисы докладов Н.А. Лебедева, Н.М. Иезуитова, К. Юкова, Э. Арнольди, В. Нильсена // Отдел рукописей Кабинета истории отечественного кино ВГИК. Папка № 15729. Л. 16—44, 54—57.
18. Yezuitov N. Cinema // Art in the U. S. S. R. : Architecture, Sculpture, Painting, Graphic Arts, Theatre, Film, Crafts / C.G. Holme (ed.). London : The Studio limited ; New York : The Studio publications inc. 1935, P. 95—122.
19. Yezuitov N. Basic Trends in Soviet Film Art // Soviet Cinema / A. Arossev (ed.). Moscow : VOKS, 1935. P. 51—67.
20. Юбилейная сессия Научно-исследовательского сектора ВГИКа. 21—25 декабря 1934 г. Тезисы докладов Н.А. Лебедева, Н.М. Иезуитова, К. Юкова, Э. Арнольди, В. Нильсена // Отдел рукописей Кабинета истории отечественного кино Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК). Папка № 15729.
21. Стенограмма выступления на юбилейной сессии НИС А.И. Виленского по докладам: Н.А. Лебедева, Н.М. Иезуитова, Ю.К. Юкова // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2900. Оп. 1. Ед. хр. 106.
22. Стенограмма юбилейной сессии научно-исследовательского сектора. Том 6 // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2900. Оп. 1. Ед. хр. 98.
23. Иезуитов Н.М. Итоги развития (Кино в I пятилетке) // Собрание кабинета истории кино Российского института истории искусств (РИИИ). Ф. 10. Оп. 3139. Д. 9.
24. Усувалиев С.И. Бинарная оппозиция «традиция — новаторство» в первых историях советского кино Н.М. Иезуитова и Н.А. Лебедева // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2019. № 2. С. 9—26.
25. Иезуитов Н.М. Рукопись книги «История киноискусства в СССР» // Музей кино. Ф. 1111. Оп. 1. № 17/1.
• Стиль — одна из важнейших категорий эстетики и искусствознания, которую исследуют не только теоретики, но и историки искусства — в попытке ответить на вопрос о том, как именно формировалось наше понимание стиля.
• Сегодня, благодаря исследователям, многое известно о развитии понятия «стиль» в архитектуре, музыке, литературе и живописи, но не в киноискусстве.
• Автор обращается к периоду формирования отечественного киноведения (1920—1930-е гг.) и рассматривает развитие понятия «стиль» на примере работ одного из пионеров отечественной истории кино — Н.М. Иезуитова (1899—1941).
• В работах Н.М. Иезуитова ставятся и развиваются проблемы, актуальные и в наше время для выработки современными учеными собственных исследовательских стратегий: вопросы индивидуального стиля, стиля как течения, соцреализма как общего стиля, включающего в себя другие и т. д.
Рецензия
Для цитирования:
Усувалиев С.И. Проблема единства стиля в советском кино в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (на примере работ Н.М. Иезуитова). Обсерватория культуры. 2020;17(1):26-35. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-26-35
For citation:
Usuvaliev S.I. The Issue of Unity of Style in Soviet Cinema in the Late 1920s — Early 1930s (By the Example of Nikolay Iezuitov’s Works). Observatory of Culture. 2020;17(1):26-35. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-26-35