Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Проблема единства стиля в советском кино в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (на примере работ Н.М. Иезуитова)

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-26-35

Полный текст:

Реферат

Исследуется становление стиля в советском киноведении конца 1920-х — начала 1930-х гг. в контексте дискуссий о художественных направлениях и течениях в оте­чественном кинематографе. Несмотря на наличие отдельных теоретических и исторических киноведческих работ о становлении стилевых направлений отмеченного периода, меньше внимания уделяется историографии данного вопроса. В связи с малочисленностью комплексных историографических исследований автор обращается к изучению процесса формирования классификаций этих направлений. В настоящей статье используются традиционные методы исследования, в научный оборот впервые вводятся новые архивные источники, а основными задачами являются историографическое изучение проблемы и анализ ключевых понятий и положений. Проблема единства стиля в советском киноведении периода 1920-х — начала 1930-х гг. рассматривается на примере работ Н.М. Иезуитова (1899—1941), одного из основоположников отечественного киноведения, предложившего в 1933 г. концепцию развития советского кино, основной категорией которой выступал стиль. Смыкая понятия «стиля» с «художественным направлением (течением)», Н. Иезуитов выделил два: стиль социалистических понятий и стиль социалистических чувств. В этом Н.М. Иезуитов следовал логике книги «Художественные течения в советском кино» (1930) А.И. Пиотровского (1898—1937), автора классификации направлений «интеллектуального» и «эмоционального» кинематографа. Концепция Н. Иезуитова была подвергнута критике, особенно на юбилейной сессии Научно-исследовательского сектора Государственного института кинематографии (ГИК, ныне ВГИК) в 1934 г. В том же году вышла первая история советского кино «Пути художественного фильма»: направления и их вклад в развитие советской кинематографии оценивались по критериям новаторства и реализма. Социалистический реализм (соцреализм) объявлялся платформой, общим стилем, включающим все разнообразные течения и стили советского киноискусства. В фундаментальной работе «История советского киноискусства», которую Н. Иезуитов не успел завершить из-за гибели на фронте в 1941 г., одной из главных задач учебника назван рассказ о победе соцреализма, а процесс становления соцреализма трактовался содержанием науки истории кино. Показано, что соцреализм как единство разнообразного и противоречивого позволял Н. Иезуитову, с одной стороны, придерживаться нормативной эстетики, а с другой — проводить стилистический анализ школ и конкретных картин в рамках этой эстетики.

Об авторе

Султан Ильясович Усувалиев
Онлайн-журнал Film Sense
Россия

главный редактор

Бишкек, Кыргызская Республика

ORCID 0000-0002-7370-8603



Список литературы

1. Балаш Б. Стильная фильма, стиль фильмы и стиль вообще // Киножурнал А.Р.К. 1926. № 2. С. 13—14.

2. Соколов И.В. Стиль Р.С.Ф.С.Р. // Зрелища. 1922. № 1. С. 3.

3. Эйхенбаум Б.М. Проблемы киностилистики // Поэтика кино (2-е изд.) : Перечитывая «Поэтику кино». Санкт-Петербург : Рос. ин-т истории искусств, 2001. С. 13—38.

4. Иезуитов Н.М. О стилях советского кино (Концепция развития советского киноискусства) // Советское кино. 1933. № 3—4. С. 35—55.

5. Пиотровский А.И. Художественные течения в советском кино (1930) // Театр. Кино. Жизнь : [избр. статьи и воспоминания об А.И. Пиотровском]. [Ленинград] : [Искусство. Ленингр. отд-ние], 1969. С. 232—256.

6. Стржигоцкий (В.К. Туркин). Наши направления // Кино : двухнедельник общества кинодеятелей. 1923. № 2 (6). С. 3—5.

7. Из творческого наследия С.М. Эйзенштейна : материалы и сообщения : сборник науч. тр. / [отв. ред. Л.К. Козлов]. Москва : ВНИИК, 1985. 118 c. (Кино: история, теория, критика).

8. Иоффе И.И. Культура и стиль (1927) // Избранное. Часть 2. Культура и стиль. Москва : ООО «РАО Говорящая книга», 2010. С. 5—304. (Письмена времени).

9. Пельше Р.А. Художественные течения в кино // Советское искусство. 1927. № 7. С. 5—15.

10. Зайцева Л.А. Киноязык : опыт мифотворчества : монография. Москва : ВГИК, 2010. 470 с.

11. Иезуитов Н.М. О стилях советского кино (Концепция развития советского киноискусства) // Советское кино. 1933. № 5—6. С. 31—47.

12. Доклад Иезуитова «Историческая концепция развития советского кино (Стили советского кино)» // Архив Российской Академии наук (АРАН). Ф. 358. Оп. 1. Ед. хр. 212.

13. Блейман М.Ю. Человек в советской фильме : история одной ошибки // Советское кино. 1933. № 5—6. С. 48—57.

14. Иезуитов Н.М. Пути художественного фильма. 1919—1934. [Москва] : Кинофотоиздат, 1934. 153 с.

15. Тезисы и доклад Н.М. Иезуитова «Основные течения в советской художественной фильме» // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 2757. Л. 1—30.

16. Иезуитов Н.М. Основные течения в советской художественной фильме. Научно-исследовательская работа. Том II [без тезисов] // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2900. Оп. 1. Ед. хр. 195. Л. 1—27.

17. Юбилейная сессия Научно-исследовательского сектора ВГИКа. 21—25 декабря 1934 г. Тезисы докладов Н.А. Лебедева, Н.М. Иезуитова, К. Юкова, Э. Арнольди, В. Нильсена // Отдел рукописей Кабинета истории отечественного кино ВГИК. Папка № 15729. Л. 16—44, 54—57.

18. Yezuitov N. Cinema // Art in the U. S. S. R. : Architecture, Sculpture, Painting, Graphic Arts, Theatre, Film, Crafts / C.G. Holme (ed.). London : The Studio limited ; New York : The Studio publications inc. 1935, P. 95—122.

19. Yezuitov N. Basic Trends in Soviet Film Art // Soviet Cinema / A. Arossev (ed.). Moscow : VOKS, 1935. P. 51—67.

20. Юбилейная сессия Научно-исследовательского сектора ВГИКа. 21—25 декабря 1934 г. Тезисы докладов Н.А. Лебедева, Н.М. Иезуитова, К. Юкова, Э. Арнольди, В. Нильсена // Отдел рукописей Кабинета истории отечественного кино Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК). Папка № 15729.

21. Стенограмма выступления на юбилейной сессии НИС А.И. Виленского по докладам: Н.А. Лебедева, Н.М. Иезуитова, Ю.К. Юкова // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2900. Оп. 1. Ед. хр. 106.

22. Стенограмма юбилейной сессии научно-исследовательского сектора. Том 6 // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2900. Оп. 1. Ед. хр. 98.

23. Иезуитов Н.М. Итоги развития (Кино в I пятилетке) // Собрание кабинета истории кино Российского института истории искусств (РИИИ). Ф. 10. Оп. 3139. Д. 9.

24. Усувалиев С.И. Бинарная оппозиция «традиция — новаторство» в первых историях советского кино Н.М. Иезуитова и Н.А. Лебедева // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2019. № 2. С. 9—26.

25. Иезуитов Н.М. Рукопись книги «История киноискусства в СССР» // Музей кино. Ф. 1111. Оп. 1. № 17/1.


• Стиль — одна из важнейших категорий эстетики и искусствознания, которую исследуют не только теоретики, но и историки искусства — в попытке ответить на вопрос о том, как именно формировалось наше понимание стиля.

• Сегодня, благодаря исследователям, многое известно о развитии понятия «стиль» в архитектуре, музыке, литературе и живописи, но не в киноискусстве.

• Автор обращается к периоду формирования отечественного киноведения (1920—1930-е гг.) и рассматривает развитие понятия «стиль» на примере работ одного из пионеров отечественной истории кино — Н.М. Иезуитова (1899—1941).

• В работах Н.М. Иезуитова ставятся и развиваются проблемы, актуальные и в наше время для выработки современными учеными собственных исследовательских стратегий: вопросы индивидуального стиля, стиля как течения, соцреализма как общего стиля, включающего в себя другие и т. д.

Для цитирования:


Усувалиев С.И. Проблема единства стиля в советском кино в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (на примере работ Н.М. Иезуитова). Обсерватория культуры. 2020;17(1):26-35. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-26-35

For citation:


Usuvaliev S.I. The Issue of Unity of Style in Soviet Cinema in the Late 1920s — Early 1930s (By the Example of Nikolay Iezuitov’s Works). Observatory of Culture. 2020;17(1):26-35. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-26-35

Просмотров: 225


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)