Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Стилевые особенности золотного шитья у татар-мишарей Ульяновской области

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-140-150

Полный текст:

Реферат

В статье раскрываются истоки возникновения и стилевые особенности золотного шитья татар-мишарей Ульяновской области. Мишари, находясь в окружении неоднородного по этническому составу населения, включающего чувашей, мордву, марийцев, удмуртов и русских, сохранили эстетические предпочтения предков. На протяжении веков соблюдалось визуально выраженное своеобразие декоративного оформления нагрудника — элемента национального костюма, обусловленное традициями, характерными для данной локальной группы. Золотная вышивка была потомственным бытовым женским занятием, техника исполнения, как и орнаментальные мотивы, передавались от матери к дочери. Образцы рукоделия мастеров прошлого свидетельствуют как о самобытности узорной отделки, так и об общей тенденции ее развития. Приемы оформления включали крупные цветочно-растительные элементы, расположенные в определенном композиционном порядке. В его художественной структуре использовался принцип симметрии как отражение равновесия и устойчивости мироздания. Повторяемость образов символизировала цикличность бытия, процессов воспроизводства. К стилевым особенностям золотной вышивки ульяновских мишарей относится применение однотипной техники вприкреп и рельефность элементов отделки. Разнообразна трактовка ключевого знака-символа в центре, совмещающего солярные и цветочные формы. Стилевые особенности золотной вышивки у мишарей отражают общую для татар систему духовных ценностей, питавших художественные формы декоративного искусства, первоисточником которого послужила булгарская городская культура периода Золотой Орды, а затем Казанского ханства. На протяжении долгих столетий лучшие образцы отбирались и шлифовались временем. Устойчиво воспроизводились стилеобразующие элементы золотной отделки компонентов национального костюма. Традиция их применения позволяет сделать предположение о городском происхождении далеких предков современной локальной группы сельских татар-мишарей Ульяновской области.

Об авторе

Людмила Михайловна Шкляева
Академия наук Республики Татарстан, Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова,
Россия

отдел декоративно-прикладного искусства,
старший научный сотрудник

Карла Маркса ул., д. 12/4, Казань, Республика Татарстан, 420111, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0003-1106-4715; SPIN 9223-6114



Список литературы

1. Дульский П.М. Искусство казанских татар, Москва : Центральное издательство народов СССР, 1925. 58 с.

2. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. Казань: Татарское книжное издательство, 1984. 188 с.

3. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана (1920-е — начало 1990-х годов). Казань : ФЭН, 1995. 188 с.

4. Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. Казань : Татарское книжное издательство, 1980. 80 с.

5. Рамазанова Д.Б. Названия одежды и украшений в татарском языке в ареальном аспекте. Казань : Мастер Лайн, 2002. 352 с.

6. Әхмәтьянов Р.Г. Татар теленең этимологик сүзлеге: [=Этимологический словарь татарского языка] : Ике томда: в 2 т. Т. 2 (М—Я). Казан : Мәгариф — Вакыт, 2015. 2015. 567 б.

7. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Золотое шитье // Татарская энциклопедия. Казань: Институт татарской энциклопедии, 2005. С. 490—492.

8. Исхаков Д.М. О традиционно-народной и национальной стратах культуры татар // Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения педагога-просветителя, художника Ш.А. Тагирова (Казань, 17—18 апреля 2008 г.). Казань, 2009. С. 21—27.

9. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Татарское национальное искусство: к проблеме этно-культурного единства // Единство татарской нации : материалы научной конференции АН РТ «Цивилизационные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации» (Казань, 7—8 июня 2002 г.). Казань : ФЭН, 2002. С. 112—118.

10. Суслова С.В. Костюм крымских татар: к вопросу об этнокультурных параллелях с Волго-Уральскими татарами // Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов. Серия «Искусство тюркского мира» : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения педагога-просветителя, художника Ш.А. Тагирова (Казань, 17—18 апреля 2008 г.). Казань, 2009. Вып. 1. С. 85.

11. Султанова Р.Р. В умелых руках все спорится. Традиционные ремесла и прикладное искусство // Из сокровищницы научных экспедиций. Национально-культурное наследие: Нижний Новгород. Казань : Медине, 2011. С. 209—236.

12. Мухамедова Р.Г. Татарская народная одежда : альбом. Казань : Татарское книжное издательство, 1997. 224 с.

13. Мухамедова Р.Г. Татары-мишари: историко-этнографическое исследование. Казань : Магариф, 2008. 292 с.

14. Кадыров Р.В. Понятие «служилые татары» в Русском государстве XVI — начала XVIII вв. Теоретико-методологические подходы // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Казань. 2010. Вып. 1. С. 130—132.

15. Трофимова Т.А. Этногенез Татар Поволжья в свете данных антропологии. Москва : Издательство Академии наук СССР, 1949. 263 с.

16. Габдуллин И.Р. К вопросу об этносословной эволюции тюркского населения Уфимского уезда (губернии) в XVII—XIX вв. // Единство татарской нации : материалы научной конференции АН РТ «Цивилизационные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации» (Казань, 7—8 июня 2002 г.). Казань : ФЭН, 2002. С. 214—237.

17. Шкляева Л.М. Искусство вышивки татар Самарской области (по результатам экспедиции в июне-июле 2014 года) // Традиционная культура народов Поволжья : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (10—12 февраля 2015). Казань : Ихлас, 2015. С. 659—666.

18. Шкляева Л.М. Вышивка татар Оренбургской области (по результатам экспедиции в июне 2015 года) // Традиционная культура народов Поволжья : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (9—11 февраля 2016 г.) : в 2 ч. Ч. 2 (М-Я). Казань : Ихлас, 2016. С. 378—383.

19. Закиров Р.З. Ульяновские татары чтят традиции и обычаи своего народа. Самара, 2005. 87 с.

20. Суслова С.В., Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX — начало XX вв.) : историко-этнографический атлас татарского народа. Казань : ФЭН, 2000. 311 с.

21. Шкляева Л.М. Народное искусство домовой резьбы у татар Среднего Поволжья середины XX — начала XXI века. Семантика и стилевые особенности. Казань : ТКС-Контакт, 2017. 141 с.

22. Гюль Э. Сады небесные и сады земные : вышивка Узбекистана : скрытый смысл сакральных текстов. Москва : Морджани, 2013. 207 с.

23. Холикова Н.Ш., Нуриддинова М.У. Золотошвейное искусство Бухары // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 298—301. URL: http://moluch.ru/archive/67/11433 (дата обращения: 14.02.2020).

24. Акчурина-Муфтиева Н.М. О декоративно-прикладном искусстве крымских татар XV — первой половины XX вв. Симферополь : Симферопольская городская типография, 2008. 392 с.

25. Соболева Е.Л. Искусство Крыма: история и возрождение // Искусство крымских татар : каталог выставки. Октябрь-ноябрь 2013. Казань : Заман, 2013. С. 11—15.

26. Сергеева Н.Г. Древо жизни = Гомер агачы : татарская вышивка. Казань, Магариф, 2008. 78 с.

27. Фасхутдинова Л.Ф. Золотное шитье татар-мишарей: особенности техники и орнамента // Этнографическое обозрение. 2019. № 4. С. 169—176.


  • После взятия Иваном Грозным Казанского ханства большая часть татарского народа вынужденно покидала родные края, переселяясь в те места, где их было трудно настигнуть.
  • Многим бывшим жителям татарских городов приходилось осваивать сельский образ жизни, однако при этом они старались сохранить привычные эстетические ценности.
  • В оформлении традиционного женского костюма по-прежнему применялось золотое шитье, в котором со временем настоящие драгоценные нити были заменены более доступными – золотными, с низким содержанием серебра.
  • Из поколения в поколение мастерицы декорировали нагрудники традиционным цветочно-растительным орнаментом, несущим сакральное значение.
  • Золотные узоры на самобытных одеждах свидетельствуют о городском (Казанского ханства) происхождении далеких предков жителей отдельных татарских деревень современной Ульяновской области.

Для цитирования:


Шкляева Л.М. Стилевые особенности золотного шитья у татар-мишарей Ульяновской области. Обсерватория культуры. 2020;17(2):140-150. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-140-150

For citation:


Shklyaeva L.M. Gold Embroidery Style Features of the Mishar Tatars of the Ulyanovsk Region. Observatory of Culture. 2020;17(2):140-150. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-140-150

Просмотров: 43


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)