Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Гравюра Жаспара де Исаака «Нарцисс»: об источниках раннего творчества Константина Сомова

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-164-172

Полный текст:

Реферат

В статье выявлен и вводится в научный оборот неизвестный ранее художественный источник начального периода творчества Константина Андреевича Сомова — гравюра Жаспара де Исаака «Нарцисс»: прослеживается ход работы с ним наряду с другими художественными источниками (произведениями европейских мастеров XVI—XVIII вв. с изображением сцен охоты, картинами Антуана Ватто, графикой югендстиля), выявлен контекст обращения к нему, анализируются стилистические особенности включения данного источника в работу К. Сомова над акварелью «Отдых на прогулке». Эти задачи решаются в контексте вопроса о роли художественных источников из наследия прошлых эпох в раннем творчестве К. Сомова. Актуальность темы определяется тем, что гравюра Жаспара де Исаака «Нарцисс», выполненная в самом начале XVII в. для французского издания «Картин» Филострата Старшего, впервые стала объектом исследования как источник творчества К. Сомова. Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые предпринят опыт выявления (на основе сочетания формального и контекстуального анализа), а также использования источника из художественного наследия Франции начала XVII в. в работе К. Сомова над тематикой XVIII века. Выявление источника — гравюры Ж. де Исаака «Нарцисс» позволило реконструировать работу художника летом 1896 г. над сюжетом «Отдых на прогулке». Рассмотрен не только эскиз для этого произведения из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, но и рисунок «Свидание» из собрания Государственной Третьяковской галереи. Установлено, что он является одним из первых подготовительных рисунков для акварели «Отдых на прогулке» на основании общей иконографии акварели, эскиза и гравюры «Нарцисс». Автор пришел к выводу, что обращение К. Сомова к гравюре Ж. де Исаака не было осознанным, его стоит отнести к феномену художественной памяти, и вероятное знакомство с ним состоялось до отъезда художника в Париж осенью 1897 года.

Об авторе

Анна Евгеньевна Завьялова
Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств
Россия

отдел русского искусства XVIII — начала XX века,
ведущий научный сотрудник

Пречистенка ул., д. 21, Москва, 119034, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0003-2704-0486; SPIN 6024-1129



Список литературы

1. Сомов Константин Андреевич. Письма. Дневники. Суждения современников / вступительная статья, составление, примечания и летопись жизни и творчества К.А. Сомова Ю.Н. Подкопаевой и А.Н. Свешниковой. Москва : Искусство, 1979. 624 с.

2. Завьялова А.Е. Художественный мир Константина Сомова. Москва : БуксМАрт, 2017. 207 с.

3. Allgemeines Lexikon der Bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart / Eds.: U. Thieme, F. Becker. Bd. 1—37. Leipzig, 1907—1950.

4. Рембрандт и его время. Гравюра европейского барокко : каталог. Ирбит : Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, 2006. 103 с.

5. Брагинская Н.В. Fata libelli (Судьба книги Филострата Старшего «Картины») // Античность в культуре и искусстве последующих веков. Москва : Советский художник, 1984. С. 14—41.

6. Брагинская Н.В. Генезис «Картин» Филострата Старшего // Поэтика древнегреческой литературы. Москва : Наука, 1981. С. 244—289.

7. Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Статуи. [Москва] ; [Ленинград] : ИЗОГИЗ, 1936. 191 с.

8. Foerster R., von. Philostrats Gemälde in der Renaissance // Jahbuch der Königlich Preussischen Kunstsammlungen. 1904. № 25. S. 15—48.

9. Пружан И.Н. Константин Сомов. Москва : Изобразительное искусство, 1972. 127 с.

10. Якимович А. Об истоках и природе искусства Ватто // Западноевропейская художественная культура XVIII века. Москва : Наука, 1980. С. 41—78.

11. Эрнст С.Р. К.А. Сомов. Санкт-Петербург : Община св. Евгении, 1918. 111 с.

12. Золотое Руно : [журнал]. 1906. № 2.

13. Короткина Л.В. Константин Андреевич Сомов. Санкт-Петербург : Золотой век : Художник России, 2004. 263 c.

14. Лапшина Н.П. Мир искусства : очерки истории и творческой практики. Москва : Искусство, 1977. 341 с.

15. Lexicon iconographicum mythologie classicae (LIMC). Vol. VI/1. Artemic verlag Zurich und Dusseldorf. 1992. 1091 p.

16. Овидий. Метаморфозы // Овидий. Собрание сочинений. Т. 2. Санкт-Петербург : Студия Биографика, 1994. С. 7—271.

17. Blunt A. The drawings of Poussin. New York : Yale University Press, 1979. 224 p.

18. Wright Ch. Poussin paintings. A catalogue raisonne. London : Harlequin books limited, 1985. P. 161—162.

19. Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного : энциклопедический словарь российских коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700—1918. Москва : Центрполиграф, 2007. 606 с.

20. Степан Петрович Яремич. Т. 3. Переписка С.П. Яремича с А.Н. Бенуа ; А.Н. Бенуа о коллекции С.П. Яремича ; статьи С.П. Яремича и другие материалы. Санкт-Петербург : Крига, 2009. 353 с.

21. Сомов К.А. Дневник. 1917—1923 / вступительная статья, подготовка текста, комментарии П.С. Голубева. Москва : Дмитрий Сечин, 2017. 925 с.


  • Выбор и интерпретация художественного источника – форма осмысления наследия прошлых эпох.
  • Гравюра Жаспара де Исаака «Нарцисс» в качестве источника раннего творчества Константина Сомова расширяет существующие представления о путях формирования стиля модерн в России.
  • Гравюра Жаспара де Исаака «Нарцисс» входит в комплекс иллюстраций французского издания XVII века сочинения Филострата старшего «Картины», служившего источником сюжетов античной мифологии для европейских художников Нового времени.

Рецензия

Для цитирования:


Завьялова А.Е. Гравюра Жаспара де Исаака «Нарцисс»: об источниках раннего творчества Константина Сомова. Обсерватория культуры. 2020;17(2):164-172. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-164-172

For citation:


Zavyalova A.E. Jaspar de Isaac’s Engraving “Narcissus”: On the Sources of Konstantin Somov’s Early Art. Observatory of Culture. 2020;17(2):164-172. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-164-172

Просмотров: 843


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)