Русская анималистика во взаимосвязи с другими жанрами изобразительного искусства в истории русской культуры XVIII—XIX веков
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-606-615
Реферат
Статья освещает историко-культурологическую тему связи русской анималистики с другими жанрами изобразительного искусства XVIII и XIX вв., ставшей самобытной страницей русской культуры, когда обозначились особенности анималистического искусства как своеобразного и характерного явления, открытого для взаимодействия. Автор обращается к данной теме в связи с малочисленностью комплексных исследований в области анималистики. Целью статьи явилось рассмотрение специфических особенностей анималистики как характерного самобытного явления отечественной художественной культуры в контексте существующей жанровой системы двух обозначенных периодов. Вопросы взаимодействия, интеграции весьма показательны в исторической и в современной художественной практике: демонстрация такого рода «коммуникаций» на примере русской анималистической живописи, графики, скульптуры обогащает и разнообразит сферу отечественного искусства, придает ей характер целостности и национальной окрашенности.
Представлен обзор отечественной и зарубежной литературы по теме, показано, что в систему жанров русского искусства XVIII—XIX вв. анималистика вошла как особый его «род», явив самостоятельный статус. На протяжении двух столетий художники ставили своей задачей создание образа животного в сфере наблюдаемой ими природной реальности: природа и животные в ней находят отражение в разных жанрах изобразительного искусства. Так, в XVIII столетии, когда в России организуется Академия художеств и связанные с ней классы по роду занятий, звери и птицы стали изображаться в исторической, батальной картине, в ландшафтной живописи и в натюрмортах. На картинах зарубежных и русских мастеров предстают дикие и домашние животные. В XIX в. лошадь становится одним из наиболее предпочитаемых персонажей в портретной живописи и в скульптуре (наряду с историческим и пейзажным жанром). Исторические реалии этого времени выделили данный образ и определили формирование отдельного «иппического жанра».
Об авторе
Ирина Васильевна ПортноваРоссия
департамент архитектуры Инженерной академии,
доцент
Миклухо-Маклая ул., д. 6, Москва, 117198, Россия
кандидат искусствоведения
ORCID 0000-0002-9064-5288; SPIN 3007-3071
Список литературы
1. Яковлева Н.А. Жанры русской живописи : основы теории и методики системно-исторического анализа : Учебное пособие. Ленинград : ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. 84 с.
2. Яковлева Н.А. Реализм в русской живописи : история жанровой системы. Москва : Белый город, 2007. 584 с.
3. Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. Москва : Искусство, 1974. 268 с.
4. Dowd G., Strong J., Stevenson L. Genre Matters : Essays in Theory and Criticism. Bristol, UK ; Portland, OR, USA : Intellect Books, 2006. 178 р.
5. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. Москва : РИО Мособлупрполиграфиздат, 1994. 175 с.
6. Карев А.А. Классицизм в русской живописи. Москва : Белый город, 2003. 319 с.
7. Моисеева С.В. «К лучшим успехам и славе Академии» : живописные классы Санкт-Петербургской Академии художеств XVIII — первой половины XIX века. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2014. 296 с.
8. Геташвили Н.В. Дрезденская галерея. ОЛМА Медиа Групп, 2006. 128 с.
9. Kolb A.F. Jan Brueghel the Elder: The Entry of the Animals Into Noah’s Ark : Thе J. Paul Getty Museum, Los Angeles, 2005. 98 р. (Getty Museum Studies on Art).
10. Бакмейстер И.Г. Опыт о Библиотеке и Кабинете редкостей и истории натуральной Санкт-Петербургской императорской Академии наук. [Санкт-Петербург], 1780. 191 с.
11. Врангель Н.Н. Иностранцы в России. // Старые годы. 1911. Июль — сентябрь. С. 5—94.
12. Врангель Н.Н. Венок мертвым. Санкт-Петербург : [Сириус], 1913. 191 с.
13. Урванов И.Ф. Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах. Санкт-Петербург : Типография Морского шляхетского корпуса, 1793. 133 c.
14. Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской академии художеств за сто лет ее существования / под ред. П.П. Петрова. Санкт-Петербург. 1864. Ч. I. 1758—1811. 450 с.
15. Брук Я.В. У истоков русского жанра, XVIII век. Москва : Искусство, 1990. 266 с.
16. Нерадовский П.И. Сведения о художнике Клаубере С.И. // Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи (ОР ГТГ). Ф. 31. Ед. хр. 1982.
17. Коптев В.И. Материалы для истории русского коннозаводства : статьи Василия Ивановича Коптева. 1847—1887 гг. / [введение: Ф.А. Свечин]. Москва : Типо-литография В.В. Чичерина, 1887. 941 с.
18. Коптев В.И. Столетний юбилей в честь графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского в память основанной им породы лошадей верховых и рысистых в 1775 году, празднованный в Москве в 1875 году по высочайшему е. и. в. соизволению, и 4-я Всероссийская конская выставка. Москва : Университетская типография, 1876. 20 с.
19. Коптев В.И. Лошадь. Естественно-исторический очерк : с заметками о русской лошади. Москва : Общество распространения полезных книг, 1882. 47 с.
20. Коптев В.И. Взгляд на русское коннозаводство. [Москва : Университетская типография. 1849]. 15 с.
21. Бутович Я.И. Каталог картин и рисунков. Собрание Я.И. Бутовича, составленный им же. 1921 // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 710. Оп. 1. Ед. хр. 13.
22. Бутович Я.И. Каталог моей жизни. Описание Прилепской коннозаводской галереи // Наше наследие. 1997. № 41. С. 79—96.
23. Перцов П.П. Сверчков в Прилепском собрании. Статья. Бутович Яков Иванович. Материалы к сборнику о художнике Сверчкове Николае Егоровиче. 1922—1925 г. // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 710. Оп. 1. Ед. хр. 14.
- Отечественное анималистическое искусство - самобытная страница русской культуры, продемонстрировала всю ценность человеческого восприятия живой природы.
- В среде других жанров изобразительного искусства, анималистика ближе всего соприкасается с миром флоры и фауны и художественными средствами отразила всю полноту этого мира.
- Начиная с XVIII века, она органически вписалась в жанровую систему и оказалась открытой для взаимодействия с другими жанрами изобразительного искусства. В композициях разной тематики животные нашли свое естественное воплощение.
- Во взаимодействии разных жанров проявились интересные качества трактовки самого анималистического образа, который сохранял свою привлекательность и неизменную принадлежность природному миру.
- На протяжении уже двух столетий (XVIII-XIX) анималистика показала не менее достойные результаты, чем изображение человека.
Рецензия
Для цитирования:
Портнова И.В. Русская анималистика во взаимосвязи с другими жанрами изобразительного искусства в истории русской культуры XVIII—XIX веков. Обсерватория культуры. 2020;17(6):606-615. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-606-615
For citation:
Portnova I.V. Russian Animalism in Relation to Other Genres of Fine Art in the History of Russian Culture of the 18th—19th Centuries. Observatory of Culture. 2020;17(6):606-615. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-606-615