Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Особенности формирования визуальных изобразительных рядов музыкальных видеоклипов

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-3-264-271

Реферат

Статья посвящена исследованию типологии изобразительных средств современных музыкальных видеоклипов на телевизионном экране и воздействию их на зрительскую аудиторию. Впервые изучены отличительные особенности построения визуального ряда видеоклипов на основе трех разновидностей музыкальных произведений. В основе структуры изобразительных рядов лежит связь с сюжетными особенностями произведения и воздействие на зрителя, базирующееся на чувстве сопричастности зрительской аудитории к происходящему на экране, его внимании к эстетическим возможностям музыкальной видеопродукции.

Особенности построения визуальных рядов исследуются в сочетании с изобразительными средствами музыкальных видеоклипов. Рассмотрено зарождение, периоды развития и особенности изобразительных рядов музыкальных клипов. Основанием для привлечения основ кинематографа к изобразительно-выразительным средствам музыкальных видеоклипов является его эстетика, способствующая конструктивным преобразованиям в освоении новых, современных средств компьютерных технологий. Использование кинематографической эстетики способствует развитию повествовательной мысли музыкальных видеоклипов. В настоящем исследовании выделена следующая типология визуальных видеорядов: сюжетные, иллюстративные, параллельные; приведены примеры музыкальных клипов. Установлено, что каждый из рассмотренных изобразительных рядов построения видеоклипов базируется на особенностях музыкального контента произведения и его сюжетного построения. В его основе — конкретное восприятие зрителем, вызывающее проникновение в образ, ощущение сопричастности к происходящему на экране, переживание за героев. Делается вывод о том, что на восприятие зрителя в определенной мере влияют особенности визуальных рядов видеоклипов, которым свойственна своя контрапунктическая эстетика, сопряженная с общей идеей музыкального клипа и различиями в рамках исполнительского видения композиции.

Об авторе

Елена Александровна Мухортикова
Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова
Россия

аспирант

Вильгельма Пика ул., д. 3, Москва, 129226, Россия

ORCID 0000-0002-5362-017X



Список литературы

1. Борев Ю.Б. Эстетика : учебник. Москва : Высшая школа, 2002. 511 с.

2. Разлогов К.Э. Искусство экрана. Москва : Искусство, 1982. 158 с.

3. Schindler A., Rauber A. Harnessing Music-Related Visual Stereotypes for Music Information Retrieval // ACM Transactions on Intelligent Systems and Technology. January 2017, Article No. 20. P. 1—21. DOI:10.1145/2926719.

4. London J., Burger B., Thompson M., Toiviainen Р. Speed on the Dance Floor: Auditory and Visual Cues for Musical Tempo // Acta Psychologica. 2016. Vol. 164, February. P. 70—80. DOI: 10.1016/j.actpsy.2015.12.005.

5. Шугайло И.В. Музыка и визуальный ряд: взаимопроекция и взаимодополнения // Парадигма : Философско-культурологический альманах. Санкт-Петербург : Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2010. Вып. 15. С. 52—59.

6. Loo F.C., Loo F.Y. The Visual Perception of Phrasing in a Tai Chi Routine Enhanced by Music as Perceived by Inexperienced Viewers // Turkish Online Journal of Educational Technology. Special Issue for INTE 2017. 2017. P. 667—671.

7. Треффа Ж.-П. От видеоискусства к видеоэстетике // Сине-Фантом. 1988. № 10. С. 158—162.

8. Архангельский Ю.Е., Солодовник А.Б. Клиповое сознание телевизионной аудитории в структуре мозаичной культуры информационного общества // Культурная жизнь юга России. 2013. № 30 (50). С. 17—18.

9. Хренов Н.А. Средства массовой коммуникации в ракурсе виртуальной реальности // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 2 (27). С. 27—44.

10. Кривошлыкова М.В., Назарычева А.И., Питько О.А. Специфика восприятия визуальных образов в культуре // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4—3. С. 597—600.

11. Шеметова Т.Н. Клиповая культура или некоторые подходы к описанию музыкального клипа // Наука телевидения. 2010. Т. 7. С. 293—299.

12. Ахметова Д.И. Виртуальный способ существования культуры // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 2 (1). С. 371—374.

13. Шарифуллин С.Б. О типологии вербально-иконических текстов музыкальных клипов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2011. № 2 (11). С. 215—220.

14. Советкина Э.В. Эстетика музыкальных видеоклипов. Москва : Триада ЛТД, 2005. 91 с.

15. Чернышев А.В. Медиа-музыка на телевидении. Москва : Издательский Дом МГУ, 2009. 112 с.

16. Данько Л.И. Музыкальный феномен classical crossover: эволюция и формы проявления // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 5 (84). С. 284—289.

17. Жукова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в сфере современной академической музыки: тенденции особенности, проблемы // Музыкальная жизнь. 2011. № 7. С. 88—90.

18. Gillet O., Essid S., Richard G. On the Correlation of Automatic Audio and Visual Segmentations of Music Videos // IEEE Transactions on Circuits and Systems for Video Technology. 2007. Vol. 17, № 3. P. 347—355. DOI: 10.1109/TCSVT.2007.890831.

19. Юткевич С.И. Режиссерский замысел фильма // Контрапункт режиссера. Ленинград : Искусство, 1960. С. 13—47.

20. Орлов А. Виртуальная реальность. Пространство экранных культур как среда обитания. Москва : Гео, 1997. 336 с.


  • В статье на основе описательного и индуктивного методов исследуется вопрос типологии изобразительных рядов современных музыкальных видеоклипов с учетом их жанровых разновидностей.

  • Изучается воздействие изобразительных рядов музыкальных видеоклипов на восприятие зрительской аудитории, базирующееся на чувстве сопричастности к происходящему на экране.

  • Установлено, что типология изобразительных средств, связанная с определенной структурой их визуальных рядов, оказывает влияние на восприятие зрителем музыкальных клиповых произведений.

Рецензия

Для цитирования:


Мухортикова Е.А. Особенности формирования визуальных изобразительных рядов музыкальных видеоклипов. Обсерватория культуры. 2021;18(3):264-271. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-3-264-271

For citation:


Mukhortikova E.A. Features of the Formation of Visual Series of Music Videos. Observatory of Culture. 2021;18(3):264-271. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-3-264-271

Просмотров: 1013


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)