Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Искусство и экологическая устойчивость. Формирование экологической идентичности средствами хореографии

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-187-200

Полный текст:

Реферат

В связи с обострившимися на планетарном уровне экологическими проблемами была признана необходимость перехода общества на траекторию устойчивого развития, основными принципами которого являются ориентация на достойный уровень жизни каждого члена общества, снижение антропогенной нагрузки на природу и сохранение окружающей среды, в том числе для будущих поколений, комплексное решение экологических, социальных и экономических проблем на глобальном и локальном уровнях. По мере реализации этой концепции выявилась основополагающая роль культуры, а также особая роль культуры экологической, которая бы обеспечивала гармоничное развитие общества с окружающей средой. В том числе необходима трансформация мировоззрения, переоценка ценностей и смещение акцентов в потреблении с материальных благ на духовные.

Актуальность предпринятого исследования обусловлена необходимостью продвижения принципов устойчивого развития во все сферы деятельности общества, определяющие современный уровень культуры и цивилизации. Целью настоящей работы является анализ возможностей танцевального искусства как источника опосредованного влияния на экологическое сознание и мышление, рациональное отношение к природе при формировании экологической культуры.

Экологическая культура выражается в восприятии человеком себя как части природы. Экологическое сознание является одним из элементов экологической культуры. Искусство, в частности танец, имея возможность воздействовать на эмоциональную сферу человека, является полезным инструментом для эффективного восприятия экологической информации и мотивации к природоохранной деятельности. В силу своей полифункциональности оно может способствовать формированию экологической идентичности на уровне следующих компонентов: когнитивного (информационная, познавательная, воспитательная функция), эмоционального (компенсаторная, внушающая), инструментального (общественно-преобразующая функция).

На основе анализа научной литературы и некоторых музыкально-хореографических произведений с позиций экоцентрической парадигмы сделано предположение: хореография в экологически ориентированных постановках может служить одним из эффективных средств, вызывающих сопереживание на глубинном кинестетическом уровне, экологическую эмпатию. Хореография может играть роль эмоционального компонента в процессе формирования экологической идентичности, что в целом будет способствовать формированию экологического сознания на индивидуальном уровне.

Об авторах

Ирина Геннадиевна Белякова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Институт государственной службы и управления, кафедра языковой подготовки кадров,
заведующая

Вернадского просп., д. 82, стр. 1, Москва, 119571, Россия

доктор культурологии, доцент

ORCID 0000-0002-8823-5482; SPIN 8406-6614



Анастасия Леонидовна Милешко
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Институт государственной службы и управления, кафедра ЮНЕСКО,
аспирант

Вернадского просп., д. 82, стр. 1, Москва, 119571, Россия

ORCID 0000-0002-6486-9595; SPIN 3898-9377



Список литературы

1. Тарасова Л. Е. Экологическое сознание как предиктор экологической культуры // Взаимодействие власти, общества и бизнеса в решении экологических проблем: Материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной Году экологии в России. 2017 С. 216 – 220

2. Никонорова Е. В. Культура и устойчивое развитие: основания взаимовлияния и контуры интеграции. // Обсерватория культуры.2016 Т. 13, № 6 С. 644—651.

3. Мамедов Н. М. Феномен культуры и устойчивое развитие // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №3. С. 54-63.

4. Сизых И.С. Значение искусства для устойчивого общественного развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. №3-1, 2011. С. 175-178.

5. Маньковская Н.Б. Экологическая эстетика за рубежом. // Философские науки. №2. 1992. с. 16-31.

6. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

7. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.М. Эстетика природы / Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.М. – М.: Наука, 2006. - 442с.

8. Carlson A. Contemporary Environmental Aesthetics and the Requirements of Environmentalism // Environmental Values, vol. 19, no. 3, 2010, pp. 289–314. JSTOR, www.jstor.org/stable/25764252.

9. Carlson A. Ten Steps in the Development of Western Environmental Aesthetics. / Drenthen M. & Keulartz J. (Eds.), Environmental Aesthetics: Crossing Divides and Breaking Ground. New York: Fordham University. 2014, pp. 13-24 Retrieved from www.jstor.org/stable/j.ctt13x053j.5

10. Saito Y. Future Directions for Environmental Aesthetics // Environmental Values, vol. 19, no. 3, 2010, pp. 373–391. URL: www.jstor.org/stable/25764256.

11. Brady E. Reassessing Aesthetic Appreciation of Nature in the Kantian Sublime // The Journal of Aesthetic Education, vol. 46, no. 1, 2012, pp. 91–109. JSTOR, www.jstor.org/stable/10.5406/jaesteduc.46.1.0091.

12. Милешко А.Л. Возможности обеспечения экологической безопасности средствами искусства // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2019 №3, https://sfk-mn.ru/PDF/19KLSK319.pdf (доступ свободный).

13. Милешко Л.П. Модернизация общей теории обеспечения экологической безопасности // Управление экономическими системами. 2018. № 6.

14. Mosko S. Stepping Sustainably: The Potential Partnership Between Dance and Sustainable Development // Consilience, vol. 20, no. 1, 2018, pp. 62–87. JSTOR, www.jstor.org/stable/26760103.

15. Inwood H. Shades of Green: Growing Environmentalism through Art Education. // Art Education, vol. 63, no. 6, 2010, pp. 33–38. URL: www.jstor.org/stable/20799852.

16. Bitzker K. Loving Nature: The Emotional Dimensions of Ecological Peacebuilding // The Anthropocene: Politik—Economics—Society—Science ISBN 978-3-319-30989-7 ISBN 978-3-319-30990-3 (eBook) DOI 10.1007/978-3-319-30990-3

17. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. Выготский. – М.: РИПОЛ классик, 2017. – 528с.

18. Башмаков И. С. Основные этап ы и технологи и формирования экологической идентичности // Хартия земли – практический инструмент решения фундаментальных проблем устойчивого развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвяшенной 15-летию реализации принципов Хартии Земли в Республике Татарстан. 2016. С.413-415

19. Гаинцева О. И., Карпова О. Л., Найн А. Я. Психолого-педагогические приемы повышения мотивации учащихся к экологической деятельности // Педагогический журнал Башкортостана. № 6 (61). 2015 С. 54-58

20. Hicks, L., & King, R. “Guest Editorial: Confronting Environmental Collapse: Visual Culture, Art Education, and Environmental Responsibility.” Studies in Art Education, vol. 48, no. 4, 2007, pp. 332–335. JSTOR, www.jstor.org/stable/25475839.

21. Holmes T. Eco-Visualization: Promoting Environmental Stewardship in the Museum // The Journal of Museum Education, vol. 32, no. 3, 2007, pp. 275–285. JSTOR, www.jstor.org/stable/40479618.

22. Николаева Е.В. Интерференции визуального и кинестетического в постнеклассическом искусстве. // Обсерватория культуры. 2016; 13(4): 399-409. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-4-399-409]

23. Reason M., Reynolds D. Kinesthesia, Empathy, and Related Pleasures: An Inquiry into Audience Experiences of Watching Dance // Dance Research Journal, Vol. 42, No. 2 (Winter 2010), pp. 49-75. URL: https://www.jstor.org/stable/23266898 Accessed: 17-11-2018 15:40 UTC

24. Butler L. Dance and Mixed-Media Performance for Building Scientific Understanding and Environmental Respect. // Consilience. 2018. №19. pp.183-195.

25. Rowe S. We Dance for Knowledge // Dance Research Journal, vol. 40, no. 1, 2008, pp. 31–44. URL: www.jstor.org/stable/20527591.

26. Тимошенко Л.Г. Знаково-символический аспект русского народного танца // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 6 (195). С. 182-185.

27. Полуянов В. П. Система социально-экологических ценностей человека // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. №2 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-sotsialno-ekologicheskih-tsennostey-cheloveka (дата обращения: 14.10.2019).

28. Негробов О.П. Экологическое образование и общественное экологическое сознание. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2008. № 2. С. 35-41.

29. Электронный ресурс URL: http://antarctica.coreybakerdance.com/

30. Evans C. (2015). Body of ice: The movement of Antarctic ice through dance. In Hince B., Summerson R., & Wiesel A. (Eds.), Antarctica: Music, sounds and cultural connections (pp. 101-106). ANU Press.Retrieved from URL: http://www.jstor.org.ezproxy.ranepa.ru:3561/stable/j.ctt169wd6t.12

31. Joseph M., Varino S. Aquapelagic Assemblages: Performing Water Ecology with Harmattan Theater // Women's Studies Quarterly, Vol. 45, No. 1/2, (SPRING/SUMMER 2017), pp. 151-166. URL: https://www.jstor.org/stable/44474116 Accessed: 10-11-2019 17:55 UTC

32. Белякова И. Г. Новые модели межкультурной коммуникации: стратегическая согласованность языковой, социальной и культурной политики Сингапура. М.: «Обсерватория культуры» №3, 2016. - С. 280-286

33. Васенина Екатерина. Сны о возвращении // Культура. №42. 11 ноября, 2010. C.10. Постоянный адрес статьи: https://dlib.eastview.com/browse/doc/22859145

34. Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития / Н. Н. Моисеев; АН СССР. - М.: Наука, 1987. - 302 с.


  • Тема экологических проблем постепенно проникает во все сферы общественной жизни. Не является исключением и искусство, в том числе танцевальное.
  • Но как связаны танец и экология? Танец это не только физическая активность и здоровье. Более глубокий взгляд на данную проблему предложен автором в статье. Танцевальное искусство проанализировано как инструмент, способствующий эффективному восприятию экологической информации.
  • Хореография в экологически ориентированных постановках, благодаря уникальным возможностям вызывать кинестетическую эмпатию, служит одним из эффективных средств, вызывающих сопереживание на глубинном уровне, экологическую эмпатию, заставляя зрителя задуматься о глобальных проблемах экологии.
  • Авторы предполагают, что призывы к природоохранной деятельности и представление информации об окружающей среде средствами хореографии могут играть роль когнитивного и мотивационного компонента в формировании экологической идентичности, что в целом будет способствовать повышению уровня экологической осознанности.

Для цитирования:


Белякова И.Г., Милешко А.Л. Искусство и экологическая устойчивость. Формирование экологической идентичности средствами хореографии. Обсерватория культуры. 2020;17(2):187-200. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-187-200

For citation:


Belyakova I.G., Mileshko A.L. Art and Environmental Sustainability. Forming Environmental Identity by Means of Choreography. Observatory of Culture. 2020;17(2):187-200. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-187-200

Просмотров: 80


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)