Учебно-методическая литература для клавира и фортепиано в истории русского нотоиздательского дела второй половины XVIII — начала XX века
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-657-668
Реферат
Русская фортепианная школа — уникальное явление в мировом культурном пространстве, феномен многогранный и созидательный, источник творческих озарений и ярких интерпретаций. История отечественного фортепианного исполнительства глубоко и всесторонне исследована, характеризуется широким смысловым диапазоном. Особое место в нем занимает учебно-методическая литература, выпускавшаяся крупными нотными издательствами Москвы и Санкт-Петербурга в период своего становления и развития.
Обращение к данной теме связано с необходимостью создать первичное представление о деятельности нотных издательств по выпуску учебных материалов в исторической динамике и перспективе. Этот сложный по своему содержанию процесс можно воспринимать как синтез европейских традиций и отечественного опыта — многомерного полифункционального ландшафта эпохи, иллюстративного отражения важных событий в культурной жизни страны.
Специфика затрагиваемой проблемы обладает внушительным демонстрационным объемом. Среди его составляющих: стратегия и тактика развития российских нотоиздательских компаний, выпуск учебной и научно-методической литературы русских и зарубежных авторов, этапы в развитии фортепианного искусства, увеличение количества производимой продукции, достижения отечественной фортепианной школы и ее уникальный педагогический опыт.
В каталогах фирмы «П. Юргенсон», хранящихся в Российской государственной библиотеке, отражены тенденции и направления, являвшиеся доминирующими в учебно-методической литературе для фортепиано. Это — сложившиеся, прошедшие апробацию методики фортепианной игры, сборники упражнений, хрестоматии, обогатившие педагогический репертуар сочинениями для развития технической базы учащихся и расширения арсенала ее выразительных средств. Цель исследования — первичная классификация образовательных ресурсов издательства «П. Юргенсон», зафиксированных в его каталогах конца XIX — начала XX века.
Об авторе
Ольга Владимировна РадзецкаяРоссия
Институт «Академия им. Маймонида»,
профессор
Садовническая ул., д. 52/45, Москва, 117997, Россия
доктор искусствоведения, профессор
ORCID 0000-0003-1595-1047; SPIN 7428-7007
Список литературы
1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства : учебник: в 3-х ч. Ч. 1 и 2. 2-е изд., доп. Москва : Музыка, 1988. 415 с.
2. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века : в 2-х т. Т. 2: С начала и до конца XVIII века. Вып. 7. Москва ; Ленинград : Государственное издательство. Музсектор, 1929. С. 347—376.
3. Сухова Л.Г. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы : автореф. дис. ... д-ра педагогич. наук. Москва, 2005. 53 с.
4. Заславская П.И. Немецкая клавирная педагогика и теория исполнительства середины и второй половины XVIII века : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2009. 27 с.
5. Зенаишвили Т.А. Клавесин или клавикорд? Методические предпочтения Георга Симона Лелейна // Научный вестник Московской консерватории, 2011. № 2. С. 191—201.
6. Лисовский Н.М. Музыкальные альманахи XVIII столетия / Н.М. Лисовский. Санкт-Петербург : тип. И. Габермана, 1882. 32 с.
7. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики : руководства по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX века) : хрестоматия. Киев : Муз. Україна, 1974. 163 с.
8. Степанов С.В. Книгоиздательская деятельность Санкт-Петербургской губернской типографии // Труды СПбГУКИ. Т. 201 : Книжное дело : вчера, сегодня, завтра. В 2-х ч. Ч. 1. Традиции и инновации в книжном деле : XVII Смирдинские чтения. Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2013. С. 45—53.
9. Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века: 1725—1800: в 5 т. Т. 2: К—П. Москва : [б. и.]. 1964. 517 с.
10. Книговедение: энциклопедический словарь / Редкол.: Н.М. Сикорский (гл. ред.) и др. Москва : Издательство «Советская энциклопедия». 1982. 664 с.
11. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века : в 2-х т. Т. 2: С начала и до конца XVIII века. Вып. VI. Москва ; Ленинград : Государственное изд-во. Музыкальный сектор, 1929. С. 184—345.
12. Рыжкова Н.А. Музыкальное издательство Дальмаса «Северный трубадур» // Нотные издания в музыкальной жизни России : российские нотные издания XVIII — начала XX в. Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, 2003. Вып. 2. С. 15—29. (Сборник источниковедческих трудов).
13. Белов С.В. Музыкальное издательство П.И. Юргенсона. Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, 2001. 130 с.
14. Нотные издания в фондах Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина : памятники музыкального искусства : отечественные нотные издания XVIII века : каталог / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина, Отдел нотных изданий и звукозаписей ; [сост. М.П. Пряшникова]. Москва : Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина, 1979. 100 с. (Нотные издания в фондах Гос. б-ки СССР им. В.И. Ленина).
15. Сводный каталог российских нотных изданий / Рос. нац. б-ка, Рос. гос. б-ка, Науч. муз. б-ка им. С.И. Танеева Московской гос. консерватории; [сост. Г.В. Карминская и др.]. Санкт-Петербург : Издательство Российской национальной библиотеки, 2005.
16. Отечественные нотные издания первой половины XIX века : сводный каталог : в 2 ч. Ч. 1. Кн. 2. Отдельно изданные произведения композиторов : Е—Я / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина, Отд. нотных изд. и звукозаписей, Науч. муз. б-ка им. С.И. Танеева Московской гос. консерватории ; сост.: [И.В. Брежнева и др.]. Москва. 1988. 202 с. (Памятники музыкального искусства).
17. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано : [учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение»]. Москва : Просвещение, 1984. 176 с.
18. Стелловский Ф.Т. [Электронный ресурс] // История гитары в лицах. URL: http://www.guitar-times.ru/pages/publishers/stellowsky.htm (дата обращения: 01.04.2020).
19. Финдейзен Н.Ф. Очерк деятельности С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (1859—1909). Санкт-Петербург : тип. Гл. упр. уделов, 1909. 119 с.
20. Зима Т.Ю. Русское музыкальное общество как социокультурное явление в России второй половины XIX — начала XX веков : автореф. дис. ... д-ра культурологии. Москва, 2015. 38 с.
21. Логачева Н.В. Роль П.И. Юргенсона в развитии русской музыкальной культуры второй половины XIX — начала XX вв. : дис. ... канд. ист. наук. Москва, 2016. 190 с.
22. Баренбойм Л.А. Рубинштейн Антон Григорьевич : жизнь, артистич. путь, творчество, муз.-обществ. деятельность : в 2-х т. Т. 1. Ленинград : Музгиз, 1957. 455 с.
23. Музыкальное издательство П. Юргенсона в Москве : 1861—1911 : [Краткий обзор деятельности фирмы...: Обзор деятельности нотопечатника П. Юргенсона]. Москва, [1911]. 37 с.
- Русская фортепианная школа – явление уникальное и многогранное, всесторонне исследованное и динамично развивающееся. Почетное место в этом процессе всегда занимали отечественные нотоиздательские фирмы, деятельность которых, на сегодняшний день, вызывает большой научный интерес;
- Учебно-методическая литература, выпускаемая в Москве и Петербурге во второй половине XVIII-начале XIX вв., позволяет представить становление отечественного музыкального образования в исторической динамике и перспективе, уточнить и конкретизировать большой объем фактического материала;
- В центре внимания оказывается мало изученный культурный ландшафт, сведения о котором носили, порой, обобщенный и не всегда верный характер;
- Особенный интерес, в этой связи, вызывают каталоги крупнейшей нотоиздательской фирмы «П. Юргенсон», хранящиеся в фондах Российской государственной библиотеки.
Рецензия
Для цитирования:
Радзецкая О.В. Учебно-методическая литература для клавира и фортепиано в истории русского нотоиздательского дела второй половины XVIII — начала XX века. Обсерватория культуры. 2020;17(6):657-668. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-657-668
For citation:
Radzetskaya O.V. Educational and Methodical Literature for the Clavier and Piano in the History of Russian Music Publishing of the Second Half of the 18th — Early 20th Century. Observatory of Culture. 2020;17(6):657-668. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-657-668